19 ноября 2007
Заседание Интеллект-клуба Тема: "Переход на двухуровневую систему высшего образования и позиция работодателей"
В Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса состоялся круглый стол на тему: "Переход на двухуровневую систему высшего образования и позиция работодателей". Организатором круглого стола выступил Интеллект-клуб Курской области. В заседании приняли участие профессор Финансовой академии при Правительстве РФ Мельник Маргарита Викторовна, учёный секретарь учебно-образовательного объединения вузов России по образованию в области экономики, а также курские учёные, представители общественных организаций, предприниматели, руководители служб управления персоналом предприятий Курской области. В их числе председатель комитета Курской областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, науке и культуре Панибратов Николай Евгеньевич, заведующая кафедрой истории государства и права КГСХА, председатель Комиссии по вопросам развития гражданского общества, общественной безопасности и взаимодействию со СМИ Общественной палаты, почётный президент Интеллект клуба, профессор Ильина Зинаида Дмитриевна, председатель Курского регионального отделения общественной организации "Опора России" Белов Леонид Борисович, президент Интеллект-клуба, заместитель генерального директора ЗАО "Русский дом" Александр Наумович Попик, вице-президент Интеллект-клуба, профессор Курского государственного университета Когай Евгения Анатольевна, председатель Курской региональной общественной организации "Союз предпринимателей" Казарин Владимир Павлович, заведующий кафедрой менеджмента Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, профессор Левченко Валерий Алексеевич, первый вице-президент Интеллект-клуба, генеральный директор ЗАО "Конверсия XXI век" Деревянченко Иван Леонидович и др.
С сообщением выступил секретарь Интеллект-клуба, декан факультета управления и связей с общественностью Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Шаповалов Владимир Леонидович. Он отметил, что принятый 24 октября 2007 года Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" дал старт началу нового этапа реформы высшего образования в России. С 01 сентября 2009 года все вузы Российской Федерации должны перейти на двухуровневую систему высшего образования. Это означает прекращение обучения по квалификации "специалист" (исключение составляет ряд специальностей военного, правоохранительного и инженерного профиля) и развитие образовательных программ по квалификации "бакалавр" и квалификации "магистр". При этом срок освоения образовательной программы по квалификации "бакалавр" составляет 4 года, "магистр" - 2 года.
Данная реформа высшего образования имеет целый ряд достоинств. Главное из них, интеграция российской системы высшего образования в европейскую и, в целом, в мировую систему. Это откроет широкие возможности для организации студенческих обменов, стажировок, обучения российских студентов за рубежом, а иностранных - в России, но, самое важное создаст равные условия для трудоустройства российских выпускников за рубежом по сравнению с выпускниками других стран.
Однако переход на двухуровневую систему может привести к ряду негативных последствий. Прежде всего, не созданы институциональные условия для реализации реформы - нормативно-правовая база Российской Федерации не приведена в соотвествие с требованиями реформы. Например, в федеральном законе "О государственной гражданской службе в РФ" в качестве квалификационного требования к госслужащим выступает высшее образование. Теперь необходимо будет вносить уточнения, на какие должности будет достаточно степени бакалавра, а на какие необходимо получить степень магистра. Ещё более серьёзной проблемой является неготовность рынка труда к появлению бакалавров. Если работодатель станет перед дилеммой, кого принимать на работу, специалиста, обучавшегося пять лет и имеющего узкую специализацию или бакалавра, обучавшегося только четыре года и получившего только общие знания в данной сфере, не факт, что выбор будет сделан в пользу бакалавра.
Мельник Маргарита Викторовна в своём выступлении о ходе и содержании реформы высшего образования отметила, что в европейских странах не существует единой практики относительно бакалавриата. В некоторых странах, например, существует только бакалавр экономики, однако в большинстве стран помимо общеэкономического направления, существует также и специализированный бакалавриат, в частности, в сфере бухгалтерского учёта и аудита. Федеральный закон не даёт однозначного ответана вопрос: какой вариант будет осуществлён в Российской Федерации. До последнего времени в Министерстве образования доминировала идея создания бакалавриата только по общим направлениям: экономике и менеджменту. Однако сейчас подходы к этой проблеме постепенно меняются. Уже появился бакалавриат по коммерции. Мы надеемся, что в конце концов будет введён бакалавриат по бухгалтерскому учёту и аудиту и по финансам.
Ещё одна важная проблема - соотношение бакалавриата и магистратуры. Какое количество бакалавраов продолжает обучение в магистратуре? И здесь нет единой европейской практики. В Нидерландах более 80% бакалавров обучается в магистратуре, в Германии - только 30%, а во Франции - ещё меньше. Всё зависит от сложившихся в данной стране традиций. Следовательно, только от нас самих будет зависить, какое количество бакалавров продолжат обучение.
Открытым также остаётся вопрос о соотношении высшего и среднего профессионального образования в контексте реализуемой реформы высшего образования. В Российской Федерации в настоящее время хорошо поставлено среднее профессиональное образование. Что будет с ним после введения бакалавриата?
В ходе дискуссии все участники круглого стола высказали свою озабоченность обозначенными проблемами. Александр Наумович Попик подчеркнул, что в последние годы выпускников вузов стало больше, а хороших специалистов меньше. Леонид Борисович Белов указал на позитивное значение реформы, отметив, что она является не чьей-либо прихотью, а насущной необходимостью. Мы должны иметь экспортную составляющую трудовых ресурсов. Именно на это направлена настоящая реформа. Генеральный директор ООО "Консул" Борис Николаевич Свиридов обратил внимание на кризисные явления во всей системе образования, от высшего до начального. "Студенты якобы учатся - преподаватели якобы учат, - отметил Свиридов, - Наши преподаватели стали просто предметниками, а не учёными". Проректор по научной работе МЭБИК Николай Дмитриевич Кликунов обратил внимание на "гигантскую разницу" в содержании учебного процесса в России и на Западе и высказался за необходимость преодоления этого разрыва. Переход на двухуровневую систему должен стать важным шагом в решении данной проблемы. При этом, по мнению Кликунова, "мы должны менять не фасад, а содержание".
Доцент РГСУ Николай Григорьевич Кононов высказал критическое отношения к основным идеям реформы. Он отметил выскоий уровень высшего образования в период Советского Союза. Кононов подчеркнул, что наиболее значимой проблемой является необходимость добиться сочетания фундаментальных теоретических знаний и практической специализации студентов начиная с первого курса. Эту проблему можно решить и без перехода на двухуровневую систему.
Евгения Анантольевна Когай подчеркнула, что переход на двухуровневую систему - это уже данность. Следовательно, разговоры о необходимости данной реформы теряют актуальность. Более важным становится ответ на следующий вопрос - как мы можем использовать реформы для развития нашего региона. Когай считает, что рефома позволит сделать систему образования более гибкой, способной в лучшей степени отвечать на существующие запросы рынка.
Итогом круглого стола стало решение продолжить обсуждение данной проблемы, в том числе в Общественной палате Курской области и Курской областной Думе.
Секретарь Интеллект-клуба | Владимир Шаповалов |
|