Город, N10 май 2008
"Любить по-русски"
О проблемах современной высшей школы рассказывает Галина Окорокова, ректор МЭБИКа, доцент, кандидат экономических наук, член Союза ректоров России.
- Проблема не только российского образования, но и российского менталитета в том, что мы не привыкли планировать свое будущее. Молодой человек должен понимать, зачем он идет получать образование, кем и где он будет работать. Кроме того, мы привыкли считать себя великой державой, лучшими. В России проживает 140 млн. человек, а на всей планете - 6,5 миллиардов, соответственно нас всего 4%. По международным рейтингам российские вузы не попадают даже в первую сотню. Значит, надо задуматься - почему нас опережают высшие школы Японии, Великобритании и США.
- На кого равнялись вы, когда в 1994 году, совместно с обществом "Знание", создавали МЭБИК?
- Мы создавали вуз как высшее учебное заведение, которое работает на российской территории, по российским законам и готовит специалистов для российских предприятий. Тогда, в далеком 1994 году, декан экономического факультета Людмила Иноземцева и я прошли обучение у американских профессоров экономики. Ведь знание экономической теории помогает человеку сформировать экономический образ мышления. Это важно и для тех, кто никогда не будет экономистом или управленцем. Нам удалось составить целостное представление о системе образования США, потому что мы посещали американские университеты, колледжи, школы, прослушали курс лекций, участвовали в семинарах, жили в семьях преподавателей высшей школы.
- По вашему мнению, в чем принципиальное отличие российской системы образования от западной?
- У каждого учебного заведения, как и у каждой страны, есть свои особенности, в том числе национальные. В США - это толерантность, которую формируют учебные заведения. Образование в этой стране отличается в первую очередь тем, что в любой аудитории, начиная с первого класса школы, вы нигде не увидите людей только с белым цветом кожи. Конечно, толерантность не связана напрямую с образовательной деятельностью, но она формирует личность обучающегося, воспитывает в нем общечеловеческие ценности. Следующее отличие - это внимание к изучению иностранных языков, которое в нашей стране практически отсутствует. В советское время знание других языков не было актуальным. А сегодня весь мир говорит на английском, он признан деловым языком. Но до сих пор зачастую выпускник российского вуза пишет в резюме: "читаю и перевожу со словарем". Одной этой фразой он обрекает себя на неуспех не только в карьере, но и в жизни. Третьим отличием, пожалуй, можно назвать прагматизм западного образования. В России основной формой обучения в высшей школе является лекция, то есть теоретический способ подачи информации. В западных университетах огромное внимание уделяется именно практике - семинарам, конференциям и дискуссиям. Любой теоретический постулат переносится на практическую ситуацию. Четвертое отличие - это отношение к самообразованию. В течение учебной недели студенты западных вузов выполняют самостоятельную работу - готовят эссе, доклад, реферат, курсовую. В российских вузах студенту дается намного больше времени на подготовку аналогичных работ, что, на мой взгляд, не совсем правильно.
- А где же работают выпускники МЭБИКа?
- Наших выпускников свыше 5 тысяч. Они представлены практически в каждом районе Курской области, в других регионах России, занимая должности экономико-управленческого профиля. Многие успешные выпускники являются топменеджерами. Также выпускники МЭБИКа работают в зарубежных фирмах Германии, Швеции, США, Белоруссии, Украины. И это не предел. Вуз продолжает развиваться - второй год работает аспирантура, имеющая 70 аспирантов очного и заочного отделений. В планах - новые идеи и направления.
- Кого вы считаете основным конкурентом для своего вуза?
- Курские вузы - союзники, так как вместе решают вопрос: как высшее образование Курской области сделает шаг вперед? Но не все зависит только от наших желаний и возможностей. В экономической теории есть такое понятие, как "порочный круг отсталости Кналла". Если экономика страны развивается плохо, она не может выделить достаточное количество денег на развитие образования, которое в этих условиях вынуждено готовить ущербных специалистов на любом уровне (от ПУ до вуза). Выпускники приходят на работу и показывают низкую производительность труда. Они и создают отсталость экономики, которая, в свою очередь, выделяет мало денег на образование. Так замыкается круг. И чтобы вырваться из него, надо многое изменить. В том числе ориентиры. Мы внимательно смотрим за тем, как работают вузы других стран. По ним равняемся, их считаем своими конкурентами.
- Как следует воспринимать переход к системе "бакалавр-магистр"? Как шаг в сторону международных стандартов в образовании или...
- Во-первых, прежде чем переходить на эту систему, нужно привести в порядок трудовое законодательство и федеральные законы по образованию. Переход на двухуровневую систему образования влечет за собой многочисленные изменения в законодательстве РФ. Во-вторых, на государственном уровне поставлена проблема привлечения иностранных студентов, которым предлагается получить диплом специалиста, а не бакалавра и магистра, как принято в общемировой образовательной практике. В целом, переход на систему "бакалавр-магистр" сделает образование более мотивированным для студентов. Учебная программа бакалавра рассчитана на 4 года, что позволяет выпускнику овладеть профессиональными компетенциями для работы "middle-менеджерами". На более высокие должности можно претендовать, лишь имея степень магистра. Для этого нужно отучиться еще 2 года.
- В новом учебном году Курскому институту менеджмента, экономики и бизнеса исполнится 15 лет. Вы поняли, чему надо учить и учиться?
- Есть такая притча. Один человек умер и увидел Бога. Человек сказал: "Господь, когда я жил, я очень часто просил Твоей помощи, а Ты не помогал". Господь развернул его карту жизни. Человек увидел следы двух пар ног. Но на некоторых промежутках жизни были следы лишь одного. "Вот видишь! Мне было тяжело здесь, а Тебя не было рядом". Господь ответил: "В этом месте Я нес тебя на руках". То же должен делать и преподаватель, когда студент испытывает трудности в учебе, работе и даже в личной жизни. То есть любить студента. Любить - вот чему надо учиться по большому счету всем и всегда. И в этом, кстати, главное отличие российской образовательной системы от всех остальных: никто больше не носится со студентом "на руках" так, как у нас. И без этого невозможно добиться успеха. Кроме того, необходимо воспитывать корпоративную культуру. Ведь человека невозможно заставить быть активным, но можно его воспитать так, чтобы сформировать необходимые качества. Наши студенты участвуют во всех городских субботниках. "Студенческая весна", СТЭМ, КВНы, многие другие конкурсы - везде наши! На территории МЭБИКа регулярно проводятся международные конференции, различные пленумы и дискуссии. Все это сплачивает коллектив. Мы стремимся к такому уровню корпоративной культуры, которая позволяет проводить изменения в организации. На языке профессионалов это называется "кланом", ведь только семья способна вместе идти к выполнению миссии. Ее мы разработали и приняли три года назад: "Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса - это инновационный предпринимательский вуз, который работает на уровне современных требований международных стандартов образования". Конечно, не все удалось претворить в жизнь. Но это наша миссия, к выполнению которой мы стремимся всем преподавательским и студенческим составом.
- Чтобы добиться результата, кроме обязанностей ректора-управленца, вам необходимо быть и хорошим бизнесменом. Какие бизнес-проекты удалось осуществить?
- Мы получили разрешение города на строительство нового корпуса. В уже готовую пристройку мы перенесли читальный зал, оборудовали там новые аудитории. В планах также создание Интернет-кафе для студентов, во внутреннем дворике вуза заканчиваются работы по строительству спортивной площадки. Во всем этом активное участие принимают студенты, которые на конкурсной основе предлагают свои проекты по улучшению вуза. Но одних идей слишком мало. Как всегда, все упирается в финансы. Сейчас ректорат ищет инвестора, который на взаимовыгодных условиях поможет построить новый корпус. Ведь ректор по статусу - управленец, все его мысли направлены на продвижение вуза.
За 15 лет МЭБИК приобрел добрую репутацию. Надеюсь, что следующие годы будут такими же плодотворными.
Карина Виятык
|