Курская правда N 120 (25183) от 8 октября 2011
Общественная экспертиза региональных законов
На какой стадии в России находится формирование гражданского общества? Ответы тут могут быть самые разные. Но одно, пожалуй, бесспорно - признаки гражданского общества у нас имеются. Доказательством тому является хотя бы тот факт, что граждане уже не удовлетворены простым делегированием законодательного права депутатам различных уровней, люди хотят принимать непосредственное участие если и не в написании законов, то хотя бы в их предварительной экспертизе. Государство уловило это желание и пытается нащупать пути его практического осуществления. В конце сентября в Тамбове состоялось совместное заседание руководителей законодательных органов субъектов Центрального федерального округа и членов президиума Общественного совета ЦФО, посвященное проблеме общественной экспертизы региональных законопроектов. Мы попросили рассказать о мероприятии члена президиума Общественного совета ЦФО Галину ОКОРОКОВУ.
- Галина Павловна, ваше участие и участие ваших коллег из других регионов в этом заседании, разумеется, не случайно. Как отметил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Антон Федоров, под руководством которого и прошло мероприятие в Тамбове, "назрела необходимость обсудить формы взаимодействия региональных парламентов с Общественными палатами, которые в большинстве своем представляют интересы широких слоев общественности".
- Да, за последние несколько лет роль общественности в вопросах обсуждения и принятия социально значимых законодательных проектов заметно возросла. Уже обычной стала практика открытого или интернет-обсуждения законодательных проектов, которые затрагивают интересы основных масс населения. Тут, думаю, достаточно будет вспомнить хотя бы законы о полиции, о рыбалке, об образовании... Сейчас в интернете идет обсуждение закона о социальном обеспечении. Общество и государство, образно говоря, дозрели до следующего этапа развития в этом направлении: планируется принятие в регионах закона "Об общественной экспертизе нормативных правовых актов". Вот об этом и шла речь на встрече в Тамбове.
- При этом подразумевается, что экспертизу станут осуществлять именно Общественные палаты...
- В Общественных палатах собраны авторитетные люди, специалисты самых разных отраслей, к мнению которых стоит прислушаться. Но к экспертизе принимаемых в регионе законопроектов будут привлекаться и другие авторитетные общественные организации. Например, курское отделение Союза женщин может выступить в роли эксперта по законам, которые затрагивают проблемы семьи, детства и другие социальные аспекты жизни граждан.
- Кстати, Галина Павловна, а вот эта новая идея с общественной экспертизой региональных законов затрагивает вообще все готовящиеся к принятию в субъекте Федерации законопроекты или же, как в приведенном вами примере, только социального направления?
- Да, речь ведется, прежде всего, о законопроектах этого направления.
- Но ведь депутаты тоже занимаются предварительной подготовкой законов, их проработкой. Правда, большей частью населения депутат у нас воспринимается только как главный по строительству детских площадок, асфальтированию тротуаров...
- Правильно. Депутаты всех уровней должны стремиться к принятию выверенных, четких, грамотных законов, а общество проведет их общественную экспертизу. Впрочем, в федеральном законодательстве еще не прописаны конкретные требования к проведению общественной экспертизы, не установлено никаких форм и сроков. Не закреплена и обязанность органов власти передавать планы нормотворческой деятельности в Общественную палату, чтобы она могла планировать выполнение своей экспертной функции. Не установлена ответственность за непредставление материалов и документов для общественной экспертизы... Надо постараться, чтобы новая идея, которую мы стараемся воплотить, не стала простой формальностью.
- То есть если Общественная палата Курской области проведет экспертизу какого-либо закона, который, на ее взгляд, противоречит интересам населения региона, и отправит свое негативное заключение в областную Думу, то это вовсе не гарантирует, что законопроект будет отклонен? Самое лучшее - примут к сведению?..
- Да. Но полагаю, что достижением будет, если удастся закрепить хотя бы норму, обязывающую парламент дать аргументированный ответ Общественной палате - почему, на каких основаниях наши доводы не могут повлиять на окончательное решение. В общем, работы еще достаточно: разработать процедуру взаимодействия Общественной палаты и государственных органов, прописать сроки, формы и этапы составления и направления заключений общественной экспертизы в органы власти. Наконец, процедуру рассмотрения и принятия решений по этим заключениям. Только после этого будет возможно планировать полноценную работу по общественной экспертизе законодательства.
- Будем надеяться, что все успешно завершится и заработает еще один механизм взаимодействия общества и власти. И после принятия законов у народа будет меньше оснований заявлять по народной пословице, что меня без меня женили... Спасибо вам за беседу.
- В начале ноября в Курской области пройдет важное, знаковое мероприятие - третий Гражданский форум. Приходите, будет о чем размышлять, думать и действовать.
НАШЕ ДОСЬЕ. Галина Павловна Окорокова родом из села Нижний Реутец Медвенского района. Работала в совхозе "Реутчанский", главным бухгалтером Старо-Белицкого сельпо, занималась комсомольской и партийной работой. С 1994 года - ректор института менеджмента, экономики и бизнеса. Кандидат экономических наук, доцент. Председатель правлений областных организаций общества "Знание" и Союза женщин России. С 2006 года - член Общественного совета ЦФО. Член Общественной палаты РФ, вице-президент общества "Знание" России. Член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Беседу вел Юрий МОРГУНОВ.
|