Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Пресса о нас > Вузовский вестник N7 апрель 2010

ГАЛИНА ОКОРОКОВА: "РАВНЯЯСЬ НА МИРОВОЙ ОПЫТ"

Российской системе негосударственного образования исполняется 20 лет. Каким видится будущее частного образования, проблемы и перспективы?На эту тему мы беседовали с ректором частного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса" (МЭБИК), председателем правления Курской областной организации Союза женщин России, вице-президентом Всероссийской общественной организации общества "Знание" России, заслуженным работником культуры РФ, членом Общественной палаты РФ Галиной Окороковой.

Есть ли различия между частным и государственным образованием в России?

Отличий немало, и они достаточно существенны. Причем некоторые из них далеко не в пользу частных вузов.

Давно ведутся разговоры о формировании здоровой конкурентной среды между частными и государственными вузами. Но для этого нужно создать равные стартовые условия. А это пока присутствует только на декларативном уровне. К примеру, мы платим все налоги как любой субъект бизнеса. В бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды уходит примерно треть общих доходов. Государственные-вузы тоже платят налоги, но им эти суммы воз" вращаются из федерального кармана в полном объеме. Получается, что негосударственный сектор вносит свою лепту, в том числе, в развитие государственных учреждений высшего профессионального образования, то есть своих конкурентов?

Бытует мнение, что именно негосударственные вузы создали в стране переизбыток юристов, экономистов, финансистов.

С этим нельзя согласиться. В начале своей деятельности частные вузы заняли образовательную нишу, которая была свободна. Формирующаяся рыночная экономика создала мощный спрос на специалистов определенных направлений и уровня (менеджеры, экономисты, юристы, маркетологи), и мы оперативно отреагировали, сформировав предложения в данных направлениях и специальностях высшего образования. Система государственного образования тоже включилась в этот процесс, и технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские вузы тотчас пролицензировали весь набор аналогичных специальностей, зачастую вопреки своей основной направленности. Вот тогда-то и возник тот самый "перебор", о котором так часто говорят в настоящее время. Впрочем, здесь трудно оценить ситуацию объективно, без грамотного анализа и прогнозирования рынка труда, а с этим и в целом по стране, и на региональном уровне пока проблематично. Выход есть и, на мой взгляд, вполне справедливый. Это как раз в продолжение темы создания равных конкурентных условий.

В настоящее время бюджетные места являются привилегией государственных вузов, хотя 20 лет работы негосударственного сектора образования показали, что мы даем народному хозяйству в равной мере хорошо подготовленные профессиональные кадры. Возможно, следовало бы вести разговор не о сокращении бюджетных мест в государственных вузах, а о системе компенсации государству затрат на бесплатно полученное образование, т.е. предполагается распределение выпускников на работу по направлению государства на 3-5 лет (за исключением людей с ограниченными возможностями, конечно).

Настало время перейти отелов к делу: если государство тратит деньги на подготовку специалистов, надо чтобы выпускники бюджетных отделений, обучавшиеся за счет налогоплательщиков, были готовы отработать потраченные на их обучение средства. В системе образования должны в полной мере действовать механизмы государственного заказа. Молодые специалисты, обучавшиеся за государственный счет, могли бы работать в сельской местности, депрессивных регионах, районах Крайнего Севера. Тогда, наверняка, не придется закрывать сельские школы и фельдшерско-акушерские пункты, а учреждения начального и среднего образования не будут испытывать дефицит молодых кадров.

А где работают выпускники вашего вуза, насколько они востребованы?

Наши выпускники, а их свыше 7 тысяч, работают в экономической и управленческой сферах предприятий и организаций различных форм собственности. Значительная часть из. них занимает должности в системе государственной власти и местного самоуправления. У нас прекрасные взаимоотношения с работодателями Курской области: промышленные предприятия "Курскрезинотехника", "Аккумулятор", "Химво-локно", "Прибор", "Курскэнерго", "Михайловский горно-обогатительный комбинат", Группа компаний "ГОТЭК" с удовольствием принимают на работу специалистов с дипломом МЭБИК. Многие подразделения по связям с общественностью и маркетингу, отделы по использованию информационных технологий в экономике также возглавляют наши выпускники.

Спад рождаемости в России первой половины девяностых годов сказывается на количестве абитуриентов. Можно ли предположить, что частное образование, достигнув пика, может резко пойти на убыль?

Надеюсь, что нет. Уже сегодня налицо спад количества учащихся в средних школах и, следовательно, абитуриентов вузов. В этом году в Курской области 11-й класс закончат всего 5800 выпускников. В других регионах ситуация не лучше. Но низшая точка этого графика еще впереди. Если учесть, что в Курской области действует 30 вузов и филиалов, и примерно такое же количество средних профессиональных учебных заведений, которые тоже претендуют на выпускников старших классов, то ситуация, конечно, непростая. Но мы рассматриваем ее, как проверку прочности своих позиций. Нашему вузу - 16 лет. Ежегодно у нас обучается в среднем 2700-3000 студентов. За это время мы сформировали замечательный преподавательский состав, выстроили действенную систему сотрудничества и сотворчества со студентами, эффективно формирующую личность профессионала, гражданина, человека. Корпоративный девиз института "МЭБИК - атмосфера успеха!".

А это - не просто качественные знания. Нацеленность на успех, программа личностного становления и развития - вот что привлекает молодых людей, и они выбирают МЭБИК. '

Судя по интересу, который сегодня проявляют выпускники школ к нашему вузу, набор 2010 года в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса состоится.

При этом мы понимаем, что студентов будет меньше, и это неизбежно. Стало быть, необходимо диверсифицировать направления частного образования: второе высшее, магистратура, аспирантура, кратко- и среднесрочные курсы переподготовки и повышения квалификации для различных категорий специалистов и населения в целом. Этим мы сегодня и занимаемая. И здесь снова придется проявить большую гибкость, чем нашим коллегам из государственной системы образования, потому что для нас вопрос выживания стоит несравненно острее, чем для них. Но если частные вузы будут двигаться поодиночке, ничего не получится. Есть Ассоциация негосударственных вузов (АНВУЗ), на которую в определенной степени можно возложить формирование теоретико-методологических основ негосударственного высшего образования.

Вы избраны членом Общественной палаты РФ. Ваша деятельность на этом посту будет связана с проблемами негосударственного сектора образования?

Этой осенью планируются общественные слушания в Общественной Палате специально по проблемам частного сектора образования. Мы проведем широкое социологическое исследование, соберем материалы, проанализируем их, пригласим хороших экспертов, чтобы продуманно, обстоятельно продвигать эти вопросы. Нужно переходить на новый уровень общения с государством. Я обращаюсь к коллегам по цеху с предложением принять активное участие в подготовке и проведении слушаний.

Позволю себе выйти за пределы обозначенной выше темы. Вопрос актуальный и для частного, и для государственного образования. По мнению многих специалистов, знания, которые даются в школе, техникуме, вузе, в последнее десятилетие девальвировались.

Ситуация действительно непростая, и трудно обойти стороной вопрос реформирования всей системы высшего образования. Об этом разговоры ведутся давно. Есть намерение интегрироваться в единое европейское пространство, следовать букве и духу Болонской декларации и соглашениям, которые наш министр подписывает ежегодно. Необходимо переходить на многоуровневое обучение, на иную оценку студентов. Советская система образования в свое время демонстрировала качественные результаты. Поэтому сложилось мнение: не надо ничего реформировать и модернизировать - нас все устраивает. Позже к реформам стали относиться более лояльно, а когда подоспели задачи инновационной экономики, все дружно заговорили о том, что реформы в образовании просто необходимы. По-прежнему многие хотят, чтобы основные элементы советской системы образования сохранились, а новые были адаптированы к ней. Но из этого ничего не получится. Повторюсь - дух и буква Болонской декларации. Только тогда мы сможем переломить ситуацию: есть набор дисциплин по той или иной специальности, есть студент, и он сам формирует свой образовательный портфель, выбирает преподавателя. И вот тогда ситуация в корне поменяется: не преподаватель ответственен за студента, а студент несет ответственность за самого себя. Все получится лишь в том случае, если мы разовьем в обучаемом потребность к самообразованию.

Впрочем, есть и другие факторы, которые, несомненно, влияют на востребованность профессиональных знаний в России. Скажем: зачем учиться, если сосед кое-как окончил школу, работает на рынке и живет себе припеваючи. Нужно ли учиться вообще, чтобы слыть успешным человеком? То есть, очень немаловажна общая экономическая ситуация, уверенность в том, что профессиональные знания будут адекватно оценены и оплачены.

P.S. Стало известно, что Галина Павловна избрана членом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Поздравляем ее с этим высоким назначением.





Главная > Пресса о нас > Вузовский вестник N7 апрель 2010

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК