Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Пресса о нас > Курский вестник от 31 января 2007

Городские известия от 30 января 2010

«Всего-навсего» ответственность

Моя собеседница — Галина ОКОРОКОВА, ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБИК), кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры РФ, председатель правления областной организации общества «Знание», председатель правления Курской областной общественной организации «Союз женщин России». Впрочем, с недавних пор к перечню ее обязанностей сильно прибыло... Откуда у этой обаятельной женщины столько сил?

- Галина Павловна, прежде всего позвольте поздравить вас с избранием в состав Общественной палаты России. В связи с этим — несколько слов относительно той личной программы, с которой придете в эту организацию, тем более что за последние годы вы накопили богатый опыт подобной работы на региональном уровне. И сразу второй вопрос: что подвигло такого занятого человека, как вы, взвалить на себя еще одну тяжкую ношу?

- Начну со второй части вашего вопроса. Иногда это получается и вне собственных желаний. Все время подбрасывают какую-либо «бесплатную» деятельность, которая с давних пор называется у нас общественной. Занимаешься этим в полную силу, а потом вдруг выясняется, что в чужих глазах сформировался образ человека с активной жизненной позицией и большими потенциальными возможностями. И на этом этапе все чаще звучит: «А теперь, Галина Павловна, мы избрали вас туда-то...». Всего-навсего как человек дисциплинированный и ответственный берусь за новую работу и в очередной раз выкладываюсь там по полной: в общественной палате Курской области, потом — в Общественном совете ЦФО, затем — там же во втором созыве...

Другими словами, теряешь собственные прихоти («я хочу заниматься вот этим, остальное меня не интересует») и целиком подчиняешь себя гражданской целесообразности. Общество возлагает на тебя своеобразное «послушание» (если уместна некая фразеологическая параллель с православным монастырем), после выполнения которого следует очередное, более ответственное.

- Если уж развивать эту тему, как говорится, для полноты портрета: есть ли в вашей жизни послушание для души?

- В моем случае это связано с основной профессией. Первыми с избранием в Общественную палату России меня поздравили коллеги по институту, и я им вполне искренне сказала: спасибо, что вы мне это позволяете. Я ректор частного вуза. В непростых условиях выстроить институт, за который не стыдно, дорогого стоит. Вот это и есть послушание для души.

- И все же вначале — об общественном... В ваших выступлениях на этом поприще нередко встречается словосочетание «сотрудничество с властью». В то же время многие специалисты, изучающие у нас и на Западе опыт формирования общественных институтов, считают, что в этом случае должна присутствовать «конструктивная конфронтация». По их мнению, «баррикаду» между двумя этими сферами до конца разрушать нельзя.

- На мой взгляд, до плодотворной конструктивной конфронтации и той, и другой стороне еще нужно расти. Но я по своей сути — человек неконфликтный, абсолютно не терплю только великую глупость, в остальных случаях стараюсь проявить терпимость и понимание. Считайте, что это одна из основных граней моей гражданской позиции.

Президент России неоднократно подчеркивал: «Мы строим либеральное общество...» Какие бы тяжкие годы ни выпали на долю России за последние два десятилетия, от этого стратегического направления никто не отказывался. Смысл, заложенный в эту фразу, точнее всего выражают именно институты гражданского общества. Мы должны увидеть нишу, которую государство оставляет для нас, и занять ее. Другими словами — вы хотите взять на себя решение того или иного вопроса - берите. И вот тут начинаются особенности российского менталитета: далеко не каждому по вкусу «вкалывать», тратить на гражданской стезе силы и личное время.

Теперь — о личной программе. В Общественной палате России планирую работать в двух направлениях. В первую очередь, это развитие и укрепление местного самоуправления - то, что делаю сегодня и в Общественном совете ЦФО. Второе - планирую участвовать в работе комиссии по развитию образования.

- Неподъемная задача...

- Там все подъемно, кроме одного пункта. До тех пор пока муниципалитеты будут сидеть на голодном пайке, от них трудно ждать созидательного начала. Сегодня 96 процентов из них по всей России — дотационные и средств на развитие не имеют. Как поддержать муниципалитеты? Варианты есть, но все они требуют комплексного подхода, что в первую очередь связано с законотворчеством. Скажем, даже если 131-й Федеральный закон изменит эти межбюджетные отношения и внесет пункт, который будет позволять муниципалитетам иметь более весомую долю от доходов бюджетов, сюда сразу «цепляются» Бюджетный, Налоговый кодексы и целый ряд других нормативных документов. На их согласование при нашей законодательной неспешности уйдут годы. Вспомните недавно мелькнувшую по Первому каналу беседу президента и главы Минпромторга Виктора Христенко, где шла речь о судьбе проекта закона, который долгие пять лет блуждал по высоким кабинетам.

И все же Общественная палата обязана активнейшим образом вмешиваться в процесс, подталкивать его, искать кратчайшие пути... Инструменты воздействия могут быть разными: дискуссии на эту тему в формате «круглого стола», конференции, личные контакты в Государственной думе... Это просто необходимо делать, иначе местное самоуправление рано или поздно «прикажет долго жить». Упорством и трудом одолеем эту ступеньку и поднимемся на следующую.

- В ходе нашей беседы прозвучало «ниша для общественных институтов, которую государство оставляет для нас». Нет ли здесь опасения, что это будет происходить по остаточному принципу? Стало быть, в том же ключе количество и качество функций, полномочий и возможностей?

- Не вижу в этом ничего страшного, во всяком случае - на этом этапе. По остаточному принципу, но пусть будет хоть что-то. История России свидетельствует о том, что за исключением очень кратких промежутков гражданам не позволялось участвовать в управлении страной. То есть, по сути, мы только приступаем к этой практике.

Некие качественные изменения в этот вопрос может внести принятие Федерального закона «О негосударственных организациях» — он уже прошел первое чтение. Последние годы мы видели: президент выделяет гранты, их распределяет Общественная палата, которая поручает это тем или иным фондам... К этому процессу есть некоторые претензии - значительная часть грантов все-таки оседает в столице. Так вот, идея упомянутого выше закона заключается в том, что государство делегирует свои полномочия неправительственным общественным организациям, сопровождая их соответствующим финансированием.

К примеру, дети воспитываются в детском доме. Альтернатива - приемные семьи. Решение этой задачи скажется на обществе самым благодатным образом, в первую очередь — пойдет на убыль преступность.

Но здесь одна из основных проблем — найти эту конкретную семью, будучи абсолютно уверенными в правильности выбора. Противоположные примеры у всех на слуху. Районным администрациям такая работа явно не по силам. В то же время у нас есть «Союз женщин России» с ячейками в каждом районе. Это по нескольку десятков женщин, часто свободных от производственной деятельности, активные пенсионеры с богатым жизненным опытом. Впрочем, есть и волонтеры, изыскивающие время для общественной деятельности в своем плотном профессионально-бытовом графике. Я уверена, что эти женские организации могут взять на себя решение многих вопросов при поиске семей для усыновления.

- Если вернуться к проблемам муниципалитетов, то невольно вспоминается мудрая мысль — «Можно накормить человека рыбой, а можно подарить ему удочку», то есть научить зарабатывать самостоятельно, создав для этого необходимые условия. В первую очередь, речь идет о развитии малого бизнеса, который за пределами областного и некоторых районных центров развит в нашей области слабо, как и во всей России. Волей-неволей, ратуя за развитие муниципалитетов, вам придется, хотя бы частично, взять на себя решение и этого вопроса.

- В областной общественной палате и в интеллект-клубе мы активно сотрудничаем с областным отделением общероссийской организации «ОПОРА России», с областным союзом предпринимателей. Вокруг нас сконцентрировался определенный круг предпринимателей с активной гражданской позицией. Николай Худокормов, Игорь Иванов, Леонид Белов, Владимир Глотов, Владимир Казарин — это представители наукоемкого, технологически насыщенного бизнеса с большими перспективами, и у них есть чему учиться. Все они — эксперты Общественного совета ЦФО, хотелось бы видеть их в том же качестве и на уровне Общественной палаты России.

- Как вы относитесь к участию представителей церкви в работе общественных институтов? Кто-то сказал давно и, на мой взгляд, точно: «Если культура чувствует, что ей приходит конец, она посылает за священником». Многие из наших сограждан полагают, что у церкви — своя ниша, из рамок которой она не должна выходить.

- В книге протоирея Льва Лебедева «Великороссия - жизненный путь» среди прочего я встретила фразу «...симфония отношений между государством и церковью». То есть - согласованность, гармония. Смысловой антипод - какофония, беспорядочность, хаотичность.

С моей точки зрения, гражданские институты и церковь должны идти в одном направлении, но каждый — своим путем, исполняя собственную «партию» в том самом симфоническом оркестре... Как сказано: Богу — Божие, кесарю - кесарево.

- Трудно не согласиться, но довольно часто мнение нынешних пастырей православия приводится как нечто не подлежащее сомнению.

- Нередко, в силу своего разумения, сама цитирую Священное писание. Иногда точнее не скажешь, например, поделитесь - и вам добавится, пожадничаете - отберется последнее...

- Выступая 28 декабря 2009 года на заседании экспертного совета, вы подняли вопрос этики в деятельности СМИ и выдвинули идею общественного контроля средств массовой информации институтами гражданского общества. И здесь — снова цитаты (хотя и не из Евангелия): «Я не согласен с твоим мнением, но сделаю все, чтобы ты смог его высказать». Это как раз о прессе.

- Общественный контроль — это суть деятельности любой гражданской организации. И перечень сфер нашей жизни, которые все больше такому контролю подвергаются, с каждым годом расширяется. Почему СМИ должны быть вне мониторинга? Мы не собираемся входить в противоречие с законом, регламентирующим данный вид деятельности, речь идет о выстраивании общественного рейтинга относительно тех или иных изданий или телевизионных каналов. О запретительных функциях здесь речи не идет, но те или иные журналисты или издатели должны знать, что о них думают и как оценивают вне круга их постоянных читателей. В моем понимании, это должно касаться не только местных, но и центральных СМИ. То есть - своеобразная обратная связь. Такова позиция «Союза женщин России», который серьезно обеспокоен направленностью и уровнем всего того, что частенько выливается на неокрепшие умы детей и юношества. Нередко на первой полосе даже весьма солидной газеты можно увидеть в развернутом формате и во всех подробностях криминальные сообщения. То есть — ничего важнее на потребу рядового читателя не нашлось. Для кого и с какой целью это подано в такой форме? А уж из телевизионных каналов с их всеядностью и коммерческой неразборчивостью мало к какому не будет претензий. Полноформатные кинофильмы тоже стараются перещеголять друг друга в смаковании жестокости. Эротика на грани порнографии, вседозволенность, возведенная в культ, и другие «ценности» растлевают молодые умы, стирают все то, что пытаются донести в семьях и в школе. Все это загоняется на уровень подсознания, а потом кто-то задает вопрос: почему растет такое жестокое поколение?

Считаю, что в этой сфере общество давно уже нуждается в здравом и веском голосе, максимально отражающем мнение большинства. Автор статьи, телевизионной программы имеет право на свое креативное видение, а мы — на свое. Как в свое время сказал Петр I: «Дурь всякого каждому видна должна быть»

- Решение этой проблемы (как и многих других) невозможно без активной позиции школы и образовательной системы в целом. Неплохо бы сделать эту тему предметом нашей следующей беседы.

- Согласна. Это как раз в дополнение к ответу на ваш вопрос, который прозвучал первым, - о приоритетах моей личной программы на общественном поприще.



Виктор КРЮКОВ





Главная > Пресса о нас > Курский вестник от 31 января 2007

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК