Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Кафедры > Кафедра социологии и права > Научная работа преподавателей

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РОСТ МАСШТАБОВ И ДЕФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Федорова Е.И.,

доцент, Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса

Федоров А.В.,

канд.физ.-мат.наук, доцент, Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса



В общественном сознании все больше укрепляется мнение о полной коррумпированности сферы образования. Многочисленные отклики в средствах массовой информации, социологические исследования и результаты деятельности правоохранительных органов не оставляют в этом никаких сомнений, массовое сознание все более адаптируется к сложившейся нездоровой ситуации. Готовность дать взятку, рассматривая ее как одну из форм издержек на обучение и воспитание своего ребенка, демонстрируют более половины родителей, при этом менее трети семей считают такое положение аморальным [1].

Не первый год МВД РФ проводит оперативно-профилактические мероприятия, цель которых - выявление преступлений коррупционной направленности и пресечение нецелевого расходования бюджетных средств именно в образовательных учреждениях, при этом на особом контроле находится вопрос обеспечения правопорядка во время проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Полученные результаты показывают, что коррупционные проявления в сфере образования принимают тотальный характер, практически каждый источник финансирования образования является потенциальным коррупционным потоком. Так, в ходе операции Образование - 2009 выявлено всего свыше тысячи преступлений, среди них: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение и дача взятки (ст. 290 и ст. 291 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ); сумма материального ущерба по выявленным преступлениям составила свыше 155 млн. рублей. Выявлено более 1100 фактов дачи и получения взятки, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущем 2008 году; сумма взяток превысила 22 млн. рублей при среднем размере взятки около 20 тыс. рублей [2].

Налицо определенная активизация деятельности МВД на этом направлении, однако, ощутимых результатов она не приносит. Усилия правоохранительных органов не соответствуют реальному масштабу коррупции. Недавно созданный Департамент по борьбе с коррупцией парламентского центра Комплексная безопасность Отечества огласил первые итоги своего исследования сферы образования. Коррупционная составляющая отрасли сопоставима с бюджетом небольшого государства и за 2009 год оценивается в 5,5 млрд. долларов [3]. Таким образом, коррупционный уровень сферы образования в финансовом выражении вырос за последние 6 лет в 6 раз, а за последние 2 года в 3 раза [4]. Коррупция нарастает увеличивающимися от года к году темпами на всех уровнях образовательной системы - от детских садов до докторских диссертационных советов.

Коррупцию в детских садах питает острейший дефицит мест, даже в сравнительно благополучной Москве очередь в дошкольные учреждения в 2009 году составила 16 тысяч человек. Пользуясь сложившейся ситуацией, чиновники от дошкольного образования изобрели простую и по форме ле-гальную систему поборов с родителей. Тем, кто отчаялись дождаться места, в органах управления образованием на местах настойчиво рекомендуют на добровольной основе перечислить благотворительные пожертвования на образование в один из созданных для этих целей фондов. Пожертвование размером 30-60 тыс. рублей официально оформляется переводом через Сбербанк. На деле же родительские деньги до образования не доходят. Треть, по оценке Департамента по борьбе с коррупцией, сразу обналичивается через подставные фирмы и идет на бонусы чиновникам. Еще треть уходит на оплату чиновничьих выездов за границу на так называемые семинары, а на самом деле, на отдых. Оставшаяся треть идет на обслуживание деятельности самих фондов.

Поле школьной коррупции значительно шире, незаконные поборы уже стали чем-то вроде школьного налога, а массовое сознание не рассматривает здесь взятки и откаты как проявление настоящей коррупции.

Ежегодно в России капитальный ремонт проходят 8 тысяч школ, текущий - более 10 тысяч, косметический ремонт - остальные 30 тысяч школ. Строительные фирмы, конкурирующие друг с другом за школьные заказы, вынуждены давать до 30% отката от суммы сделки только за подписание договора на производство работ; особенно острая конкуренция идет в небольших городах, где во время кризиса других источников финансирования просто нет. Аналогичная ситуация имеет место при закупке школьной мебели, оборудования, пособий, при заключении договоров на охрану, питание, подключение к интернету. Сумма чиновничьих откатов достигает нескольких сотен миллионов долларов - и это в конечном итоге за счет средств государственного бюджета и средств семей учащихся. Но дороже всего, по оценке экспертов Департамента по борьбе с коррупцией, родителям обошелся ЕГЭ: только на подготовку к нему в 2009 году семьи потратили 1,4 млрд. долларов.

Единый государственный экзамен, задуманный и реализованный именно как антикоррупционный проект, пресекающий взяточничество приемных комиссий вузов, в качестве побочного эффекта породил новые и перенаправил уже существовавшие коррупционные потоки. Поскольку от тестов, которые позже нельзя пересдать, зависит будущее их ребенка, родители делают все, чтобы заранее гарантировать результаты экзаменов, сопряженных с огромным стрессом. Для них цель оправдывает средства, срабатывает стереотип общественного сознания <так делают все>. Средства массовой информации сообщают о множестве случаев, когда за выпускников экзаменационные задания выполняли преподаватели. Такое участие преподавателей в тестировании является фактической продажей результатов в процессе сдачи экзамена. Кроме того, появилось огромное количество репетиторов, а репетиторство законом не регламентируется - это незаконная предпринимательская деятельность. Имеет место навязывание преподавателями своих репетиционных услуг под фиктивной угрозой несдачи выпускниками ЕГЭ. Сегодня существует около 2 тысяч сайтов, которые предлагают незаконную помощь при прохождении ЕГЭ: есть варианты, когда за определенную плату ученикам диктуются ответы по мобильному телефону непосредственно во время экзамена, есть варианты прямой продажи сертификатов ЕГЭ с высокими баллами. Заметим, что один из самых высоких баллов по итогам тестирования по сравнению с другими регионами России получили Чечня, Ингушетия и Дагестан. Средства массовой информации приводят солидарное мнение многих педагогов и аналитиков, что такие результаты появились благодаря подкупам преподавателей и чиновников от образования, при этом, на Кавказе не заведено ни одного антикоррупционного дела в сфере образования - МВД проявляет активность в других регионах. Таким образом, вокруг Единого государственного экзамена возникает теневой коррупционный рынок, основанный на мошенничестве и утечках информации из министерства образования.

Вузовская коррупция еще масштабнее, здесь она базируется на целой системе теневых экономических отношений, захватывает не только чиновников и руководителей, но и рядовых преподавателей, студентов и их родителей. Еще в начале 1990-х годов, когда в период распада страны вузы практически остались без государственной поддержки, участие в теневых экономических отношениях стало для многих из них условием выживания. В процессе этих отношений произошла подмена административной структуры и академической иерархии системой коррупционных связей, выдвинулись люди, умеющие находить источники коррупционных доходов и управлять коррупционными потоками.

Проявления низовой коррупции в вузах сейчас широко известны - это взятки за академическую отчетность всех форм, навязываемая продажа интеллектуального продукта преподавателей в качестве обязательных учебных пособий, использование малооплачиваемого труда студентов в период практики в околовузовских фирмах, зачисление на бюджетное отделение аспирантуры. Стоит отметить, что и после введения ЕГЭ сохраняется традиционная взятка за поступление в вуз, когда в неразберихе третьей волны при перетасовке списков зачисленных в них попадают абитуриенты с низкими баллами.

По данным Департамента по борьбе с коррупцией взятки за сдачу экзаменов и зачетов дают до 90% студентов. Средняя сумма такой взятки сравнительно невелика - порядка 1 тысячи рублей, но умноженная на 7,5 млн. российского студенчества и на количественный показатель отчетности показывает объем коррупционного потока за 2009 год свыше 250 млн. долларов. Ответ на вопрос, почему студенты, вступая в теневые отношения, идут на материальные затраты не только в том, что образование остается в нашем обществе бесспорной ценностью, ради которой приносятся родительские жертвы. Рост вузовской коррупции происходит на фоне катастрофически ухудшающейся демографической ситуации; ожидается сокращение количества выпускников школ до 700 тыс. в 2012 году, тогда как в 2006 году их было 1 млн. 300 тыс. человек. Селекционная работа многих вузов по отбору одаренных абитуриентов осталась в прошлом. По мнению Министра образования А.А.Фурсенко <сегодня ситуация такова, что мы не столько отбираем, сколько ищем людей, которых надо принять в вузы>. В российских вузах сейчас <по-настоящему> учатся только 15-20% студентов, остальные - ради корочки. Многие студенты не заинтересованы в качестве получаемых знаний, не мотивированы на трудную учебную работу и дальнейшую работу по специальности [3]. Свой осознанный выбор вступления в теневые экономические отношения они трактуют как успешный способ достижения цели, что поддерживает коррупционную среду вуза, деформирует представление студенчества о целях и методах учебного процесса.

Мощнейшим источником коррупции в сфере образования является торговля дипломами о высшем образовании, кандидатов и докторов наук, достигшая масштабов национального бедствия. По оценкам Департамента по борьбе с коррупцией в России ежегодно покупается до полумиллиона дипломов о высшем образовании, в том числе 100 тысяч дипломов с проводкой по всем вузовским документам. Цена диплома с проводкой составляет 20-50 тысяч долларов. Примерно за такую же сумму на черном рынке ежегодно уходят до 20 тысяч дипломов кандидатов наук, а за цену 30-70 тысяч долларов - порядка 5 тысяч дипломов докторов наук. Коррупционный спрос и коррупционное предложение получают каждый свое, а стране достаются фиктивные специалисты.

В Конституции России и в ныне действующем Законе об образовании ясно и совершенно определенно утверждается право каждого человека на образование. Возможность получить его является важнейшим условием социализации человека и развития духовных способностей человека. К сожалению, в последнее время общество сталкивается как с косвенным, так и с прямым попранием этого высшего права. Если в школе ученик на собственном опыте знакомится с теневыми отношениями, если в вузе студент получает практические навыки участия в таких отношениях, то велика опасность, что и в дальнейшем молодые люди будут обходить действующие законы и нормы ради достижения своих целей. Коррупционный рационализм на микроуровне оборачивается на макроуровне издержками для всего общества: бороться с коррупцией, имея юристов, экономистов, менеджеров, постоянно генерирующих коррупционные связи, попросту невозможно. Замкнутый круг коррупции в сфере образования отражает ситуацию в стране в целом. Налицо деформация общественного сознания, отражающая несовпадение правового поля и жизненной практики.

Победить коррупцию в сфере образования одними только силовыми методами, ужесточением и неотвратимостью наказания, невозможно. Развитие свободной конкурентной среды на рынке труда специалистов, когда получение работы и уровень ее оплаты будут зависеть не от наличия диплома-корочки как такового, а от квалификации специалиста и его умения повышать свою квалификацию, что приобретается только в учебном заведении, тогда и коррупционный рационализм будет вытеснен из общественного сознания свободной мотивацией всех действующих лиц сферы образования.




Литература

1.Шевченко И.О., Гаврилов А.А. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования. // Социологические исследования. - 2005г. - N 7 - С.118-123.

2. http://mvdrf.ru/news

3. http://www.eurekanet.ru

4. Федоров А.В., Федорова Е.И. Способы противодействия коррупции в сфере образования. В кн.: Формирование антикоррупционного общественного мнения граждан ЦФО РФ. Материалы социально-значимого проекта, реализованного при поддержке гранта Президента РФ N061/ПГ от 26.11.08. - Курск: изд. МЭБИК, 2009г., с.94-98.





Главная > Кафедры > Кафедра социологии и права > Научная работа преподавателей

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК