ОБРАЩЕНИЕ участников конференции "Мир начинается в семье", посвященной Международному десятилетию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001 - 2010).
Москва, Союз женщин России 18 мая 2010 г.
По инициативе Союза женщин России в Москве 18 мая с. г. состоялась конференция "Мир начинается в семье", посвященная подведению итогов Международного десятилетия Культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В конференции приняли участие представители региональных отделений СЖР, законодательных и исполнительных органов власти, структур, учреждений, призванных защищать и поддерживать Детей в России.
Подводя итоги "детского" десятилетия Культуры мира и ненасилия, участники конференции констатировали, что на современном этапе российское общество сталкивается с серьезными испытаниями - небывалым ростом нетерпимости, насилия, агрессии, экстремизма. Особенно опасны повседневные, бытовые проявления подобных проявлений, лежащих в основе большинства современных конфликтов. Жестокое обращение с детьми и насилие в отношении детей становится в России одной из наиболее острых проблем.
Полагаем, что питательной почвой для ростков экстремизма, насилия, агрессии и жестокости в российском обществе является недопустимая имущественная дифференциация и тяжелое материальное положение большинства семей, а также резкая смена ценностных ориентиров и катастрофическое падение нравственной и духовной культуры общества.
В сложившейся ситуации спасение детей от жестокости и насилия является общенациональной задачей. Защитить детей от бедности и болезней, от насилия в семье и обществе, грубости нерадивых родителей, черствости воспитателей, от порочного влияния улицы и криминала, от негативного влияния СМИ, культивирующих насилие, можно лишь при объединении усилий всех институтов государственной власти и гражданского общества, сосредоточившихся прежде всего на предупреждении причин насилия.
Забота о детях, создание условий для формирования общества с высокой культурой, обучения и воспитания новых поколений нравственно и физически здоровых граждан в духе культуры мира и ненасилия - это гарант устойчивого и безопасного развития нашего государства, социальной стабильности общества, это вопрос будущего России
Сегодня назрела необходимость в разработке стратегического плана действий в области законотворчества и комплексных мер действенной государственной политики в сфере защиты Детства и поддержки Семьи, в создании институтов государственной власти и гражданского общества, способных не только бороться со следствиями, но и противодействовать жестокому обращению, предупреждать и преодолевать насилие.
Считаем, что в продвижении культуры мира и ненасилия, в укреплении единого культурного пространства и в формировании мировоззренчески здоровых поколений особую ответственность несут родители, педагоги, политические деятели, журналисты, религиозные деятели, представители интеллигенции, деятели науки и культуры, социальные работники, управляющие различного уровня, а также неправительственные организации.
В этой связи участники Конференции настоятельно обращаются со следующими предложениями.
К Президенту Российской Федерации:
Считать общенациональными задачами:
- выработку государственной политики и долгосрочных программ в интересах семьи, детей. Создание для родителей, опекунов, людей, берущих на себя заботу о детях, благоприятных условий для выполнения своих функций;
- ликвидацию в стране детской беспризорности и сиротства;
- создание для детей безопасной и благоприятной среды, обеспечение наилучших стартовых условий жизни, доступного здравоохранения, доступного базового образования, возможностей для развития способностей;
- обеспечение достойного качества жизни российских граждан, российских семей через систему социальных стандартов;
- укрепление российской семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
- содействие диалогу и взаимопониманию между народами, этническими, религиозными, культурными, другими группами и между отдельными людьми.
К Правительству Российской Федерации:
- создать в структуре государственного управления орган по выработке и координации единой государственной политики в отношении Семьи, Детей, наделенный правом принимать решения обязательные для исполнения;
- создать единый целостный механизм и регламент взаимодействия между всеми органами и учреждениями, отвечающими за положение детей в России (семья, школа, органы социальной защиты, опеки и попечительства, инспекторы по делам несовершеннолетних МВД, комиссия по делам несовершеннолетних, детские поликлиники);
- внести в перечень критериев деятельности федеральных органов и субъектов федерации статистику и показатели благополучия семьи, случаев насилия в семье и в детских учреждениях;
- для экстренной помощи жертвам насилия создать в центре и в субъектах бесплатные телефонные службы с трехзначным номером, квалифицированные специалисты которых оперативно решают, в какой помощи нуждается пострадавший;
- развивать систему обучения всех специалистов, работающих с детьми или в интересах детей: учителей, детских врачей, работников детских садов, детских учреждений, правоохранительных органов по специальному курсу "Предотвращение насилия";
- развивать систему государственных учреждений, оказывающих помощь жертвам всех видов насилия и предоставляющих необходимые условия для реабилитации пострадавших;
- вменить в практику участковых врачей обязательно своевременно информировать соответствующие органы о фактах неблагополучия, жестокого обращения и насилия в семье;
- способствовать возрождению высокой традиции российской школы не только обучать, но и воспитывать;
- разработать стратегию воспитания мировоззренчески нравственно здорового поколения в духе мира и ненасилия, устойчивого к идеям экстремистской идеологии насилия, террора, вандализма;
- включить в образовательные программы учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым человеческим ценностям традиционной культуры и этики народов России;
- повысить ответственность преподавательского корпуса за создание в школе атмосферы, способствующей социализации ребенка, строительству пространства без насилия. Обязать учителей оперативно реагировать на факты насилия в отношении детей со стороны родителей, сверстников;
- продвигать идеалы мира и ненасилия в рамках внешкольной работы, дополнительного образования, семейного воспитания;
- для повышения педагогической культуры родителей развивать школы для родителей;
- провести комплексную проверку качества жизни воспитанников детских домов;
- разработать систему правовых, экономических и административных мер усыновления в форме опеки, патроната, детей сирот российскими семьями и оказывать действенную поддержку семейным детским домам и детским приютам.
В целях обеспечения духовной безопасности России разработать комплекс административных и законодательных мер по защите нравственности и сохранению отечественного историко-культурного и духовно-нравственного наследия, национальных традиций и норм семейной жизни. Усилить просветительскую деятельность по распространению в обществе идей культуры мира, солидарности, партнерства, милосердия для формирования таких этических норм, как гуманизм, уважение человека и его прав:
- шире использовать гуманитарный потенциал и привлекать к просветительской работе с детьми и молодежью авторитетных деятелей культуры, науки, политики, являющих собой пример высокой культуры, нравственности, духовности, гуманизма;
- решить вопрос о составлении списка, рекомендуемой литературы и целевом заказе книг для школьных и детских библиотек, имеющих просветительское духовно-нравственное воспитательное значение;
- развивать систему обучения всех специалистов, работающих с детьми или в интересах детей: учителей, детских врачей, работников детских садов, детских учреждений, правоохранительных органов по специальному курсу "Предотвращение насилия";
- развивать систему государственных учреждений, оказывающих помощь жертвам всех видов насилия и предоставляющих необходимые условия для реабилитации пострадавших;
- вменить в практику участковых врачей обязательно своевременно информировать соответствующие органы о фактах неблагополучия, жестокого обращения и насилия в семье;
- способствовать возрождению высокой традиции российской школы не только обучать, но и воспитывать;
- разработать стратегию воспитания мировоззренчески нравственно здорового поколения в духе мира и ненасилия, устойчивого к идеям экстремистской идеологии насилия, террора, вандализма;
- включить в образовательные программы учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым человеческим ценностям традиционной культуры и этики народов России;
- повысить ответственность преподавательского корпуса за создание в школе атмосферы, способствующей социализации ребенка, строительству пространства без насилия. Обязать учителей оперативно реагировать на факты насилия в отношении детей со стороны родителей, сверстников;
- продвигать идеалы мира и ненасилия в рамках внешкольной работы, дополнительного образования, семейного воспитания;
- для повышения педагогической культуры родителей развивать школы для родителей;
- провести комплексную проверку качества жизни воспитанников детских домов;
- разработать систему правовых, экономических и административных мер усыновления в форме опеки, патроната, детей сирот российскими семьями и оказывать действенную поддержку семейным детским домам и детским приютам.
В целях обеспечения духовной безопасности России разработать комплекс административных и законодательных мер по защите нравственности и сохранению отечественного историко-культурного и духовно-нравственного наследия, национальных традиций и норм семейной жизни. Усилить просветительскую деятельность по распространению в обществе идей культуры мира, солидарности, партнерства, милосердия для формирования таких этических норм, как гуманизм, уважение человека и его прав:
- шире использовать гуманитарный потенциал и привлекать к просветительской работе с детьми и молодежью авторитетных деятелей культуры, науки, политики, являющих собой пример высокой культуры, нравственности, духовности, гуманизма;
- решить вопрос о составлении списка, рекомендуемой литературы и целевом заказе книг для школьных и детских библиотек, имеющих просветительское духовно-нравственное воспитательное значение;
- способствовать оздоровлению российского информационного пространства;
- повысить качество, содержание и рационально использовать возможности целевого государственного заказа социальной рекламы;
- повысить ответственность средств массовой информации перед обществом за создание в стране атмосферы гражданской ответственности, мира, ненасилия и согласия, особой ответственности за состояние детской души;
- создать программы, освещающие достижения отечественной материальной и духовной культуры, многовековые нравственные и духовные традиции и ценности семьи и человеческой жизни;
- создать программы, формирующие у молодого поколения положительный образ многодетной, благополучной семьи;
- активно противодействовать снятию в печати, на телевидении, в Интернете нравственных норм и запретов, внедрению аморальных ценностей и социальных пороков, чуждых идеалов, в основе которых агрессивная бездуховность, безудержное потребление, корыстолюбие и насилие.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
Разработать стратегический план законотворчества в целях реализации политики и создания эффективного механизма по противодействию насилию и жестокому обращению с детьми;
Особое внимание уделить тщательной проработке законов:
- по защите детей от информации, наносящей вред их нравственному, духовному, физическому развитию;
- усиливающих уголовную ответственность за преступления насильственного характера в отношении детей, в том числе сексуального характера;
- предусматривающих усиление ответственности за распространение наркотиков в детской среде;
- по ограничению права работать в детских учреждениях для лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за особо тяжкие преступления.
Участники конференции особо отметили значимую роль институтов гражданского общества в продвижении культуры мира и ненасилия, воспитании подрастающего поколения в духе мира и взаимопонимания.
*В этой связи Союз женщин России считает своей обязанностью:
- служить делу культуры мира, основанного на справедливости, ненасилии и уважении каждого ребенка и взрослого человека;
- настойчиво проводить в жизнь идеи культуры ненасилия, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное.
|