Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Пресса о нас > VIP N1 (47) 2008

VIP N1 (47) 2008

Бакалавр - профи или недоучившийся специалист?

Несколько лет российская общественность дискутировала по поводу двухуровневого высшего образования. Кто-то считал "двухуровневку" катастрофой, кто-то называл панацеей для российской высшей школы. Нельзя сказать, чтобы министры, депутаты и все без исключения работники вузов пришли к единому мнению, что для российского студента заморские бакалавриат и магистратура однозначно лучше родного специалитета, однако в октябре 2007 года закон о двухуровневом высшем все-таки был принят.

В чем плюсы новой системы? Какие преимущества она принесет российскому образованию? Какие подводные камни подстерегают тех, кто первым опробует на себе новшество? Об этом мы решили побеседовать с Галиной Павловной Окороковой, ректором Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. Выбор собеседника обусловлен не только тем, что Галина Павловна - член Общественного совета Центрального федерального округа РФ, член Союза ректоров России. Главное то, что МЭБИК в числе первых в нашем регионе опробовал двухуровневое образование. Его студенты уже получают степень бакалавра.

Об опыте ведущих стран: "Нам предлагают равняться на лучших"

- Я помню, как впервые обсуждался вопрос о двухуровневой системе образования на съезде Союза ректоров России. Тогда пришли примерно к такому выводу: "Мы не пойдем по европейскому пути. Россия со странами СНГ создадут свою систему образования и будут двигаться отдельным курсом". Однако несколько лет спустя председатель Союза ректоров России, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий высказал иную точку зрения: система "бакалавр-магистр" необходима для нашей страны. Думаю, присоединение к Болонскому процессу объективно необходимо. В него вступили практически все западноевропейские государства. Там зрелая рыночная экономика, высокий уровень жизни, там -возьмите хотя бы Скандинавские страны - гарантирована социальная защита граждан. Нам предлагают равняться на лучших. Неужели это плохо?

О качестве образования: "Сидеть в библиотеке до ночи!" - Бакалавр - не значит "недоучившийся специалист". За четыре года вполне возможно подготовить крепкого профессионала. В программах для бакалавриата есть блок дисциплин, которые будут изучаться глубже, нежели они изучаются специалистами. Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал: "Не засоряйте мозг молодого человека обилием информации: возбудите в нем любопытство, и он сам найдет больше материала, чем вы ему предложите". Искусство самообразования - вот чему надо научить студента.

Как происходит обучение в среднестатистическом российском вузе? Преподаватели читают лекции, студенты их записывают. Выучил конспект - уже гарантирована положительная оценка на экзамене. В западных высших учебных заведениях образовательный процесс строится по-другому. Мне случалось посещать лекции в Чарльстонском, Колумбийском университетах США, Ульмском университете Германии. Задача профессора заключается в том, чтобы возбудить интерес обучающихся к какой-либо теме. Преподаватель дает список литературы, адреса сайтов, которые можно посетить: ищите информацию сами! В результате после лекций студенты идут в библиотеку и работают там до ночи. Можно ли сказать то же самое о российском студенте? К сожалению, пока что нет.

О высшем образовании для каждого: "Зачем нужны продавцы-бакалавры?"

- Часто приходится слышать, что вот окончил вуз и пошел к станку. Или в магазин. Дескать, зря время потерял, можно было и техническим училищем ограничиться. Я не разделяю такую точку зрения. В большинстве западно-европейских стран, в Японии высшее образование сегодня стало нормой для каждого. Там промышленное оборудование сегодня настолько сложное, что даже выпускники вуза не могут работать без специальной подготовки. Конечно, далеко не каждое промышленное предприятие в России оснащено сегодня новейшей техникой, но ситуация меняется. Чтобы двигаться вперед, включаться в борьбу за лидерство, России нужно проводить инновации как в сфере промышленности, производства, так и в сфере образования. Именно поэтому необходимо, чтобы диплом бакалавра стал нормой для россиянин

В будущем бакалавры займут большинство рядовых должностей. В том числе в сфере обслуживания. Думаю, что продавец с вузовским образованием обслужит клиента успешнее, чем продавец, таким образованием не обладающий. Если же человек поработал несколько лет и понял, что для движения вперед ему не хватает знаний, что у него есть идеи, которые он сможет реализовать, повысив образовательный уровень, - двери в магистратуру всегда открыты.

О трудоустройстве: "Что такое, кто такой?"

- Российский работодатель еще не готов принять бакалавра. И дело вовсе не в том, что его не устраивает уровень подготовки. В нормативных документах до сих пор не прописано, что должен уметь такой выпускник, на какую должность его следует принять? Высшее это образование или нет? Это серьезная проблема, и законодателям ее нужно решать как можно быстрее.

О проблемах кадров:"Чтобы преподаватели не ушли в бизнес"

- Еще одна немаловажная проблема - уровень профессорско-преподавательского состава. Чтобы поднять качество образования, нужно, чтобы учили лучшие. Самые талантливые, самые образованные. А чтобы удержать их в учебных заведениях, необходимо повысить зарплату людям, которые работают в вузах. В противном случае высока угроза того, что квалифицированные, опытные преподаватели уйдут в бизнес, где заработки намного больше. Кто заменит таких специалистов?

Об иностранных студентах: "Они пополнят наш бюджет!"

- Для иностранца главное преимущество российских вузов заключается в том, что плата за обучение здесь намного ниже, чем в западных университетах. Однако, выдавая человеку, приехавшему учиться из-за границы, диплом специалиста, мы оказываем ему медвежью услугу: ведь такая квалификация практически неизвестна и не котируется за пределами бывшего СССР. Иностранные студенты - потенциальный источник пополнения бюджета не только вуза, но и страны. Они привезут с собой деньги, будут платить за обучение, покупать российские товары. Возможность получить диплом бакалавра -один из лучших способов привлечь абитуриента из-за рубежа.

А наше общество должно привыкнуть к бакалаврам, понять, что они могут работать не хуже, чем специалисты. Если мы решим все обозначенные проблемы, двухуровневая система не только не повредит российскому образованию, но и выведет его на качественно новый уровень.

Елена КУЗНЕЦОВА





Главная > Пресса о нас > VIP N1 (47) 2008

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК