Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Пресса о нас >  Городские известия, N109 от 11 сентября 2008 года

Курские ведомости, N9(129) сентябрь 2008 года

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УЧИТСЯ УПРАВЛЯТЬ

Особенностью организации местного самоуправления в Курской области является его поселенческий характер: практически каждая деревня - это муниципалитет. Этого же принципа придерживаются лишь несколько субъектов РФ. В результате именно такого реформирования местных органов самоуправления в нашей области сформировано свыше 500 муниципальных образований. В каждом из них есть штат из нескольких специалистов. Естественно, в первую очередь встала задача, как работать с ними.

Выезжать в район и организовывать учёбу по актуальным вопросам развития самоуправления на местах возможно, но в нашем регионе нашли путь более рациональный: создали Центр интенсивной профессиональной подготовки на базе Курского института МЭБИК. В 1998 году наш институт впервые выиграл двухгодичный грант Евросоюза. По истечении срока его реализации возникла необходимость продолжить работу в этом направлении. Обратились в администрацию области за поддержкой, и нашли там понимание.

Сегодня у каждого руководителя муниципального образования есть план проведения семинаров на весь текущий год. Наши "семинаристы" ждут занятий,и с явкой нет никаких проблем.

Основа же данного проекта в том, что главы муниципальных образований, их заместители и главные бухгалтеры повышают свою квалификацию на базе нашего института. Формы обучения самые различные - семинары,дискуссии,"круглые столы" по наиболее актуальным проблемам развития власти на местах... Специалисты комитетов Администрации Курской области,областной Думы, казначейства, прокуратуры,областного суда - это наши активные лекторы. По итогам каждого семинара участники получают методические материалы с необходимой для повседневной работы информацией.

Поначалу главы муниципальных образований относились к занятиям критично: мол, кто лучше знает жизнь на местах,как не мы. Но со временем такая учёба вызвала интерес даже у скептиков. Думаю, потому, что в этих мероприятиях мы затрагиваем проблемы, наиболее волнующие представителей местной власти.

В текущем году, например, был организован "круглый стол", на котором обсуждалось взаимодействие органов внутренних дел и местного самоуправления в вопросах соблюдения правопорядка и снижения преступности на территориях муниципальных образований. В его работе приняли участие руководители областного Управления внутренних дел. Шёл настолько заинтересованный разговор, что вместо запланированного часа понадобилось вдвое больше времени. Сегодня "круглые столы" проводятся и по инициативе самих глав муниципальных образований.

От учёбы на местах мы тоже не отказываемся. В соответствии с заключёнными договорами наши специалисты выезжают в районы с лекциями в рамках программы повышения правовой культуры населения.

За эти годы сделано действительно немало, но сказать, что мы решили все задачи, нельзя. Процесс этот непрерывен. Через пару лет - снова выборы: часть глав, их заместителей, главных бухгалтеров поменяется,придут новые,и они будут в большинстве своём, как правило, профессионально не во всём подготовлены.

Потому ещё одним важным направлением в деятельности нашего института стало предоставление возможности получить профессиональное образование по специальности "государственное муниципальное управление". Знания по менеджменту, праву, экономике, психологии формируют цельное представление о том, чем должен заниматься глава муниципального образования. Я помню разговор с главой одного из наших городов после того, как он был избран на эту должность. "Теперь вам надо будет получить образование", - говорю я ему. А он мне в ответ: "Что мне с моим-то опытом учиться. Денег лучше бы дали". К сожалению,так думают многие. Но ведь сегодня необходимо научиться тому, как зарабатывать эти деньги и эффективно ими управлять. И если глава - не профессионал, если у него нет специального образования, знаний по специальности "государственное муниципальное управление", я уверена: его деятельность будет менее эффективна, чем у того, у кого эти качества и навыки есть. Это касается не только глав, но и их заместителей и главных финансовых специалистов.

Когда мы только начинали эту работу, у большинства бухгалтеров имелось лишь среднее специальное экономическое образование, а некоторые не имели даже этого. Им вполне хватало тех знаний, которыми они обладали. Ведь по смете всё было просто: эти деньги -на зарплату, эти - на другие нужды. Но теперь Курская область перешла на так называемое бюджетирование каждого муниципального образования. Потому изменились и задачи главного бухгалтера муниципалитета. Необходимо не просто проследить за цифрами, их динамикой, но и внести свои предложения. А для этого необходим человек, обладающий определёнными профессиональными знаниями.

Около 1330 человек получили в нашем институте специальность служащего государственного муниципального управления. Из них 450 человек - в самом областном центре, остальные - в районах. Треть выпускников работает в системе муниципального управления.

-Галина Павловна, в нашей области вы хорошо известны своей широкой общественной деятельностью. Вы - председатель правления курских общественных организаций -Союз женщин России и общества "Знание", член Общественной палаты Курской области. Это, наверно, накладывает свой отпечаток на ту работу, которую вы проводите с органами местного самоуправления...

-Тут цели и задачи в некотором роде совпадают. Местное самоуправление, на мой взгляд, - основа демократического развития общества. Я имею в виду развитое местное самоуправление. Вникните в само слово "самоуправление". Это территория,которая управляется сама. И если мы хотим прийти к такой модели развития общества, то кроме муниципалитетов активную позицию должны занимать некоммерческие общественные организации, ячейки которых должны быть в каждом муниципальном образовании независимо от количества населения. И работать эти общественные формирования должны по своим направлениям: одни - со школьниками, другие - с семьями,третьи - с ветеранами...

И тогда население само будет понимать, что необходимо в первую очередь: отремонтировать дорогу или водопровод,построить мост или школу. Когда в наших сельских поселениях будет развита инфраструктура, не будет так остро стоять вопрос, где жить: в городе или деревне. Скажем, во всей Европе город и деревня мало отличимы. Но такую модель развития территорий мы получим только тогда,когда повсеместно сформируем профессиональное менеджерское и экономическое мышление у всех, кто управляет.

- Но готово ли население привести таких людей к управлению? Нередки случаи и в нашей области, когда к власти приходят случайные люди. И работать не умеют, и уходить не хотят: зарплата-то ведь идёт. А глава, как известно, - лицо выборное, и освободить его от занимаемой должности можно только через референдум.

Чтобы таких людей во власти не было, необходимо вести активную работу и с населением. К сожалению, в последние годы предвыборные программы зачастую сводятся к популистским обещаниям, поэтому важно готовить людей к тому, чтобы они выбирали разумом,а не эмоциями. Кто этим должен заниматься? Безусловно, значительную роль в укреплении власти на местах должны играть общественные организации. Нужна инициатива, а возможности в последнее время появились: два года подряд Президент РФ выделяет деньги,и немалые, на то,чтобы общественные организации брали на себя функции государственного назначения и их реализовывали.

-Вы ведь можете привести пример из собственной практики...

-Да, курские областные общественные организации общества "Знание" России и Союза женщин России получили гранты на два проекта: "Молодые обучают молодых" и "Зачем идти на выборы?".

Нами разработан ещё один проект - "Формирование антикоррупционного общественного мнения у граждан ЦФО". В настоящее время, как известно, много внимания уделяется проблеме борьбы с коррупцией. Президент РФ Д. Медведев прямо сказал о необходимости формирования антикоррупционного стандарта поведения граждан. Для этого, на наш взгляд, во-первых, необходимо целенаправленно работать по формированию об?щественного мнения, что коррупция - это зло. А во-вторых, различными способами проводить аргументированную просветительскую работу среди граждан. В качестве специалистов могут выступать политологи, историки, врачи, психологи.

К примеру, общество "Знание" стало инициатором создания Интеллект-клуба - общественное структуры,призванной аккумулировать в своих рядах представителей академической науки, высшего образования, культуры, искусства, бизнеса, об щественности города. Клуб стал площадкой для широкого публичного обсуждения общественно значимых вопросов развития Курска и региона Его цель - акцентировать внимание власти и об щественности города на актуальных социальны экономических и культурных проблемах, анализировать их и вырабатывать конкретные научно-обоснованные предложения.

-Галина Павловна, думаю, читатели нашего журнала будут признательны не только за этот разговор, но и за наше с вами нам рение сделать эти беседы постоянными страницах "Курских ведомостей". У вас всегда найдётся, что рассказать, а у наших читателей - о чём спросить.

-Конечно же, я не против. Тем более зна ваш журнал популярен в органах местного сам управления. Его подписывают все сельские библиотеки...

-Спасибо, будем ждать телефонных звоков и писем.





Главная > Пресса о нас >  Курская правда, N100 от 03 июля 2008 года

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК