Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Пресса о нас >  Городские известия N57, 14 мая 2009 года

Городские известия N57, 14 мая 2009 года

Пессимизму - не место, оптимизму - не время

Приводить состоявшуюся дискуссию в полном объеме нет смысла. Тем более что организаторов можно упрекнуть в недостаточно продуманном сценарии диспута - слишком много прозвучало противоречий и в цифрах, и в обозначении приоритетов, и в понимании проблем малого бизнеса (МБ).

Началось заседание клуба с выступления Владимира ГЛОТОВА, председателя курского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России". Он недавно вернулся из Москвы с форума предпринимателей, в работе которого приняли участие председатель правительства РФ Владимир Путин и другие высокие чиновники.

Это, несомненно, помогло Владимиру Васильевичу объективно и веско оценить ситуацию в развитии российского МБ и расставить акценты. Тезисы из выступления Владимира Глотова мы приводим ниже.

В 2008 году принят закон о малом и среднем бизнесе, усовершенствован закон о проверках, принят новый - о льготной приватизации, начался процесс сокращения сертификации, в 2,5 раза был увеличен объем кредитования субъектов МБ через ВЭБ, малому бизнесу подарили День российского предпринимателя... Но достаточно ли это для того, чтобы доля МБ в общем объеме экономики России достигла 60-70 процентов, тем более - в условиях кризиса?

На кредиты для МБ в 2009 году государство планировало потратить 30 млрд рублей. Но пока до реального сектора эти деньги не дошли. Сейчас малый бизнес "проедает" остатки оборотных средств, ставки кредитования выросли настолько что легальному бизнесу они не по карману.

Сегодня региональные и местные администрации могут сыграть ключевую роль в развитии кредитования. Они должны помочь в отборе реально нуждающихся в кредитовании субъектов малого бизнеса, в первую очередь - социально-значимых и обладающих импортозамещающим производственным потенциалом. Такая работа у нас ведется, существует областной гарантийный фонд с денежными средствами около 9 млн рублей. Но достаточно ли этого? Подобные фонды должны создаваться во всех муниципалитетах.

Федеральная поддержка малого бизнеса была увеличена в 2,5 раза и составила в этом году 10,5 млрд рублей. Но даже совместно с аналогичной программой в рамках "Внешэкономбанка" получается всего два процента охвата малых предприятий России. В развитых странах Запада такую централизованную помощь получают около 15 процентов всех субъектов МБ.

Если суммировать все заявки из регионов РФ, то средств для поддержки малого и среднего бизнеса нужно в два раза больше - 21 млрд рублей.

Стоит вспомнить, что государство в последние месяцы вложило около 700 млрд рублей в банковскую систему. Теперь выясняется, что и эти деньги до реального сектора не дошли, а в основном были инвестированы в валюту других стран. В программе же поддержки МБ есть конкретные проекты, которые могли бы дать хороший экономический эффект.

В кризис малый и средний бизнес понес серьезные убытки, нет прибыли, сокращаются обороты. Но при этом налоговым инспекторам чудится, что МБ скрывает свои доходы. Премия отдельно взятого сотрудника налоговой службы по-прежнему зависит от выполнения плана по сборам.

Бизнес неоднократно обращался к государству с просьбой ввести отсрочку уплаты налогов в 2009 году, но пока это нереально - государство теряет около 45 млрд рублей выпадающих доходов. Но удастся ли собрать эти деньги? Сейчас регионам разрешено снижать налоги для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, но пока эту инициативу поддержали только в 25 регионах РФ. Почему такую же меру не рассмотреть для плательщиков ЕНВД - "вмененки"? Таких - около половины из всех предпринимателей. На это стоило бы пойти, если учесть, что МБ будет кормить и давать работу людям В развитых странах обязательную сертификацию проходят лишь 4 процента всей выпускаемой номенклатуры. У нас - более 90. То, что в магазинах свежие продукты - это настоящее чудо в условиях, когда получение сертификата может растянуться на 30 дней. Нужно устанавливать лимиты длительности - не более 24 часов - чтобы продукция малого сельхозпроизводителя могла попасть на прилавки магазинов.

Арендные ставки на муниципальное имущество в разных регионах, по исследованиям "Опоры России", выросли от 50 до 400 процентов. Доля выплат за аренду в некоторых регионах достигает 70 процентов от оборота. Это при том, что на коммерческую недвижимость цены упали в полтора - два раза...

У нас между наукой и рынком - огромная пропасть. Из более чем 4,5 тысячи патентов на право использования интеллектуальной деятельности, выданных в прошлом году, на практике заработали только шесть. Бюджетные научные организации и университеты лишены возможности создавать предприятия для реализации своих научных разработок. Законопроект, который призван решить эту проблему, на деле оказался декларативным. Фонд содействия малым формам в научно-технической сфере сейчас дает жизнь почти полутора тысячам стартующим инновационным компаниям...

Минэкономразвития уже четыре года финансирует бизнес-инкубаторы в регионах. Но инкубаторы - это всего лишь звено в цепочке. Должны появляться и технопарки, и кластеры.

Вот только некоторые меры, направленные на поддержку малого бизнеса. Они были озвучены на форуме: - разрешено пользоваться упрощенной системой налогообложения предприятиям с оборотом от 30 до 60 млн рублей в год;

- предполагается с 1 июня 2009 года отменить использование кассовых машин для ряда субъектов МБ;

- чтобы облегчить доступ к государственным муниципальным заказам, с пяти до двух процентов будет снижено требование по обеспечению заявки на участие в конкурсах и аукционах;

- подписано постановление правительства РФ о процедуре подсоединения к электрическим сетям, теперь субъекту МБ, у кого потребление электроэнергии выше 10 квт./ч., будут платить 5 процентов единовременно, а остальную сумму - в течение трех лет в рассрочку без процентов;

- Дмитрий Медведев распорядился проверить органы исполнительных властей всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями, на предмет коррупционных связей с заинтересованными организациями.





Главная > Пресса о нас >  Городские известия N57, 14 мая 2009 года

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК