Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Кафедры > Кафедра ГМУ > Научная работа преподавателей

Проблемы межконфессиональных отношений как фактор современной геополитики

Шаповалов В.Л.,

кандидат исторических наук,

декан факультета управления и связей с общественностью

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса,

член Общественной палаты Курской области


Окончание холодной войны актуализировало проблему осознания основных закономерностей функционирования новой геополитической конструкции мира, получившей название "Постбиполярного мира". Анализируя различные концепции, возникшие в связи с этим в конце XX - начале XXI века, есть смысл сгруппировать их в две группы, в зависимости от позиции авторов по вопросу об основных движущих силах современных международных отношений. Сторонниками первого подхода, возникшего в конце 80-х гг. XX века и доминировавшего вплоть до окончания 90-х гг., являлись представители либерального направления в геополитике, в том числе такие американские исследователи Ф. Фукуяма, А. Строс, З. Бжезинский. Суть их позиции сводилась к констатации окончательной и безоговорочной победы Запада и триумфа в планетарном масштабе либеральной идеи.

По мнению Френсиса Фукуямы, противостояние СССР и США завершилось триумфом западных ценностей, победой единственного "разумного" пути развития человечества. Следствием этого стал "конец истории", знаменующийся всеобщим распространением демократии, идеалов либерализма и рыночной экономики, возникновением гармоничного мира. "Видимо, - писал Фукуяма, - мы становимся свидетелями конца истории как таковой: это означает конечную точку идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы человеческого правления. Конечно же, кое-где в третьем мире могут иметь место конфликты, но глобальный конфликт позади... Война идей подошла к концу... Будущее посвящено... решению приземлённых экономических и технических проблем. И всё это будет достаточно скучно".

Айра Строс, автор концепции "униполя" пришёл к выводу, что на протяжении нескольких последних столетий основной тенденцией развития международных отношений является политическая, экономическая и культурная интеграция стран и народов в глобальном контексте. В течение XX века мир совершил эволюцию от многополярности в начале века, через биполярность - в середине века, к униполярности - в конце века. После окончания "холодной войны" мировое сообщество объединилось в единое политическое, экономическое и культурное пространство под эгидой США.

С позицией Строса и Фукуямы солидарен самый знаменитый американский геополитик, бывший советник по вопросам безопасности президента США Джимми Картера Збигнев Бжезинский. Он приходит к выводу, что после краха Советского Союза наступила эра американской гегемонии. США стали первой за всю историю существования человечества мировой державой. Мировое господство стало возможным, так как США являются комплексным лидером, превосходя конкурентов по всем основным показателям, в том числе:

  • военной мощи,
  • экономическому могуществу,
  • научно-технологическому потенциалу,
  • привлекательности массовой культуры.

США взяли на себя роль гаранта поддержания в мире status quo, и ни одна другая держава не в состоянии взять на себя эту роль. Следовательно, у мирового сообщества есть следующая альтернатива: порядок, поддерживаемый США, или международная анархия.

Принимая во внимание доводы Фукуямы, Строса и Бжезинского, необходимо отметить, что данная позиция является в значительной степени однобокой и примитивной, не учитывающей целый ряд обстоятельств. Идея "конца истории", всеобщей победы либеральных ценностей и прекращения войн и конфликтов была идеалистической реакцией западного общества, находившегося в течение 40 лет в состоянии перманентного стресса в виду возможного военного конфликта двух сверхдержав. Окончание "холодной войны" воспринималось многими точно так же, как конец первой и второй мировых войн - как завершение "последнего и решительного боя" и наступление эры мира и благоденствия. Однако так же, как и после двух мировых войн это оказалось мимолётной иллюзией. Последующие события наглядно продемонстрировали, что либеральные идеи не стали универсальными, а конфликты и войны не прекратились. Более того, конфликтность международных отношений даже возросла. С другой стороны, очевидно, что претензии США на статус мировой державы также оказались несостоятельны. Да, Соединённые Штаты на данный момент времени - самое сильное государство. Но они не в состоянии управлять миром в одиночку, без консультаций и согласования интересов с другими ведущими державами.

В этой связи представляется заслуживающей внимания концепция уни-мультиполярной системы американского геополитика Самюэля Хантингтона. По мнению Хантингтона, США являются мировым лидером (сверхцентром), но окружены несколькими другими центрами силы, мнение которых они должны учитывать. В их числе: Объединённая Европа, Япония, Китая, Россия и Индия. С этим мнением солидаризуется другой известный американский геополитик, Генри Киссинджер: "Международная система XXI века будет состоять, по крайней мере, из шести основных держав - США, Европы, Китая, Японии, России и, возможно, Индии, а также множества средних и малых государств".

С. Хантингтон сформулировал идею "Столкновения цивилизаций", как основного тренда развития современных международных отношений. В её основе убеждение в том, что на смену идеологическому конфликту коммунизма и либерализма эпохи холодной войны пришёл более глубинный и естественный по своим истокам конфликт цивилизаций, то есть больших сообществ, основанных на одной культурной и религиозной традиции. Современный мир, с точки зрения С. Хантингтона, представляет собой хрупкую геополитическую конструкцию, для которой характерна высокая степень конфликтности в отношениях между представителями крупнейших конфессий, прежде всего Запада и мира Ислама. В основе данного конфликта, с одной стороны, глобальная экспансия Запада, с другой, радикализация исламского общества как следствие политики Запада и усиление в исламском мире позиций фундаменталистов.

В конце XX в. происходит обострение данного конфликта. Причины этого:

  1. рост населения в мусульманских странах и, как следствие, появление значительного числа безработных и недовольных молодых людей;
  2. Исламское возрождение (и нефть) придало мусульманам уверенность в ценности их собственной цивилизации, в том, что их моральные ценности превосходят западные;
  3. Экспансия Запада, стремление превратить свои ценности и институты во всеобщие, вызвала серьёзное возмущение в исламском мире;
  4. Крушение коммунизма лишило Запад и Ислам общего врага, отчётливо осознаваемую угрозу;
  5. Глобализация, усиление контактов, смешение рас усиливает ощущение собственной идентичности и различий с другими.

Следствием этого конфликта стали вооружённые столкновения в Афганистане, Ираке, Палестине, Ливане, Косово, Боснии, Судане, Нигерии, Эритрее, террористические акты в США, Великобритании, Испании, Франции, погромы во пригородах французских городов осенью 2005 года, "карикатурный скандал" и политический кризис, возникший вокруг высказываний Папы Римского Бенедикта XVI об исламе в 2006 году.

Данная проблема усугубляется демографическими изменениями, происходящими в мире, следствием которых становится падение удельного веса народов западной цивилизации. Так, по мнению С. Хантингтона, доля Запада среди населения планеты сократится с 44,3% в 1900 г. до 11,5% в 2010 г., в то время как доля исламского мира за тот же период увеличится с 4,2% до 19,2%.

Прямым следствием демографических изменений становится усиление миграционных потоков. При этом происходит радикальная смена исторических моделей миграции. Если раньше основной миграционный поток шёл из Европы в Азию и Африку, то с 60-х гг. XX в. он идёт в Европу. Европа из импортёра трудовых ресурсов превратилась в экспортёра. Происходит так называемое "Новое переселение народов". "В XIX в. Европа колонизовала Африку; в XXI в. - Африка колонизует Европу", - пишет П. Бьюкенен.

Ситуация усугубляется тем фактом, что принятая в странах Европы мультикультурная модель интеграции иммигрантов оказалась неэффективной. Как следствие - создание в странах Старой Европы замкнутых этноконфессиональных общин, прежде всего, из представителей исламских народов. В этих условиях мигранты воспринимаются как угроза сохранению национальной идентичности. В странах Запада усиливаются антииммигрантские настроения и культурная ксенофобия.

Данные настроения наиболее ярко выражены в книге известного американского политика и учёного, бывшего кандидата в президенты США Патрика Бьюкенена "Смерть Запада". Бьюкенен отмечает, что в Европе рождаемость составляет 1,4 ребёнка на одну семью, а в 17 европейских странах, в том числе Бельгии, Германии, Дании, Испании, Португалии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии, Чехии, Хорватии, Словении, Латвии, Литве, Эстонии и России, смертность превысила рождаемость. "Белые - исчезающая раса...", - констатирует автор, - "Колыбель западной цивилизации станет её могилой".

В качестве основных причин демографической катастрофы он выделяет распад традиционной семьи, выражающийся в низкой и поздней брачности, распространении неполных семей, материальной независимости женщин и появившейся у них возможности делать карьеру и "жить в своё удовольствие", а также успехи медицины, распространение контрацептивов, абортов и идеи планирования семьи и, самое главное, коллапс морали и религии. "Запад не переживёт смерти христианства", - считает П. Бьюкенен.

Подводя тог, необходимо отметить следующее:

  1. Значительная часть конфликтов постбиполярного мира действительно носит характер межэтнических и межконфессиональных столкновений. Однако было бы неправомерно абсолютизировать фактор "столкновения цивилизаций". Это важная, но далеко не единственная причина существующих в настоящее время в мировом сообществе противоречий. Свидетельством этого является тот факт, что целый ряд крупных конфликтов не носит межконфессионального характера. Так, у России существует серьёзный комплекс противоречий с православными Украиной, Грузией и Молдавией и, в то же время, дружественные и союзные отношения с мусульманскими государствами Центральной Азии. В противостоянии США и Ирака целый ряд исламских государств был на стороне США, в то время как основными оппонентами американской агрессивной политики выступили Франция, Германия и Россия. Наконец, последняя оказывает всестороннюю дипломатическую и политическую поддержку Ирану, Палестине и Ливану.
  2. Доминирующей тенденцией современных международных отношений является глобализация. Следствием её становится усиление интеграционных процессов в экономической, политической и культурной сферах, интенсификация связей и контактов между странами и народами.
  3. В то же время, развитие глобализационных процессов не снимает с повестки дня существующие проблемы и противоречия в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Мир не стал единым и, по всей вероятности, в обозримом будущем не будет менее конфликтным, чем сейчас. Более того, в условиях распада биполярного мира и усиления демографического кризиса, вероятность "столкновения цивилизаций" будет возрастать.
  4. В этой ситуации и Западу, и России необходимо уделить особое внимание гармонизации межконфессиональных отношений, выработать с учётом допущенных в предшествующий период ошибок новые подходы в собственной миграционной политике.




Главная > Кафедры > Кафедра ГМУ > Научная работа преподавателей

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК