Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК

Главная > Кафедры > Кафедра ГМУ > Научная работа преподавателей

Реализация национальных проектов как направление государственной политики в социальной сфере: состояние, проблемы и перспективы национального проекта «Здоровье» в Курской области

Н.А. Еськова,

кандидат географических наук,

зав. кафедрой государственного и муниципального управления,

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса,

г. Курск


Новый этап развития российского государства ознаменован усилением значимости социальных аспектов политики. Всё чаще общество стало говорить о социальной ответственности бизнеса, о роли религии в изменении сознания человека, его роли в исправлении демографической ситуации, о помощи государства, выраженной в новом подходе к развитию экономики, промышленности в частности, и в реализации приоритетных национальных проектов. Не для кого не секрет, что состояние дел в сфере социального обслуживания населения достаточно тяжёлое, а в некоторых регионах оно достигло «точки кипения». Наверное, Курская область не совсем такой регион... Однако проблемы сферы образования, здравоохранения, состояние жилищного строительства и обеспечения жильём, особенности современной жизни в курском селе решить при прежних подходах государства было уже невозможно. Объективно в социальной сфере создалась революционная ситуация с её классическими признаками. Но мы стали свидетелями скорее «бархатной» революции, позитивные плоды которой и власть, и работники социальной сферы, и население уже пожинают и хочется надеяться, будут пожинать.

Каждый из национальных проектов - это действительно в сложившейся ситуации революционный метод, метод, который уже позволяет не только возродиться, но и достойно развиваться, используя пока некоторые современные наукоёмкие технологии. Реализация каждого нацпроекта имеет социальное, а также экономическое и политическое значение. Любой стране нужны здоровые, образованные граждане, причём их количество должно быть объективно сбалансированным с темпами экономического роста - это элемент экономической и геополитической безопасности.

Необходимость решения социальных проблем подтверждается состоянием российской системы охраны здоровья и медицинской помощи, обостряющимися проблемами доступности и качества медицинской помощи. Экономический рост России сопровождается её явным провалом в демографическом плане, ухудшением показателей здоровья граждан, особенно трудоспособного возраста. В большинстве экономически развитых стран конец 20 века был ознаменован большими успехами именно в снижении смертности взрослого населения. Если в середине прошлого века Россия мало отличалась от этих стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни, то к концу века и сейчас различия стали огромными.

Россия, как многонациональная страна с огромными пространствами и незначительным, по современным меркам, населением, рискует оказаться в очередной раз территорией, где может произойти столкновение глобальных мировых интересов. По мнению многих политиков, экономистов, философов, у России есть только одна возможность сохранения национальной и территориальной целостности - активизация демографической политики, направленной на повышение рождаемости и глубокие, научно обоснованные радикальные реформы в области здравоохранения, направленные на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения.

Ключевая проблема здравоохранения - недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов, дефицит ответственности за состояние здоровья населения. Острая нехватка средств является питательной средой для утраты необходимой мотивации. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи сегодня превращаются в пустые декларации. Платность медицинских услуг нарастает. Формальные и неформальные платежи особенно обременительны для людей с низкими доходами. Растет число больных, вынужденных отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств. Нарастание платности происходит в хаотичной и неконтролируемой форме, без каких- либо внятных попыток государства смягчить негативные последствия для населения1. Все выше перечисленное доказывает, что для изменения создавшейся ситуации в здравоохранении и предотвращения социальной напряженности, вызванной этой ситуацией, необходимо государственное вмешательство.

Государство неоднократно пыталось воздействовать на развитие системы здравоохранения, проводя различные реформы. В последние десятилетия были предприняты две попытки изменить систему финансирования здравоохранения. В конце 1980-х гг. был принят так называемый «новый хозяйственный механизм» в здравоохранении и началась его отработка в некоторых областях России. Но в начале 1990-х гг. был сделан выбор в сторону страховой медицины как пути преобразования неэффективной системы бюджетного финансирования здравоохранения.

Большинство регионов, сознавая важность медицинского обслуживания населения, совершенствуют нормативно-правовую базу, способствующую улучшению развития здравоохранения. Примером тому может служить Закон Курской области «О здравоохранении в Курской области» N 67-ЗКО, принятый Курской областной Думой 23 ноября 2004 г.2. В нем разработана целая система мер социальных гарантий городским и сельским медработникам. Например, впервые было решено выплачивать материальную помощь в размере двух окладов медицинским работникам при уходе в очередной ежегодный отпуск. В редакции закона в декабре 2006 года эта льгота дана и медицинским психологам, логопедам и воспитателям, работающим в системе здравоохранения Курской области. Выпускники медицинского университета, закончившие его с отличием, получают зарплату на разряд выше, чем остальные. При выходе на пенсию медицинские работники получают три оклада и т.д.3Таким образом, в Курской области уже заблаговременно был заложен фундамент для развития национального проекта «Здоровье».

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», как одного из новых способов спасти здравоохранение, направлена на улучшение состояния здоровья, качества жизни и социальное благополучие людей во всех регионах страны. Проект, включающий 16 направлений, предполагает реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся.

По мнению разработчиков проекта, во все годы его реализации возможности здравоохранения будут сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами, а регионы получат равные финансовые возможности в социальной сфере. Средства федерального бюджета, выделенные на первоочередные меры в сфере здравоохранения, - это не просто помощь муниципальному здравоохранению. Это целевые ресурсы, направленные на решение приоритетных государственных задач. Регионы в свою очередь принимают дополнительные программы софинансирования изменений в области здравоохранения. Во многих субъектах РФ уже запланированы мероприятия в рамках национального проекта «Здоровье».

Главным фактором, подтверждающим необходимость государственной помощи в Курской области, стала сохраняющаяся на протяжении ряда лет неблагоприятная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения, ухудшения условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

В 2005 г. в преддверии реализации нацпроекта «Здоровье» в Курской области для снижения напряженности медико-демографической ситуации была продолжена реализация ранее законодательно утвержденных мероприятий4. Исполнена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Курской области, бесплатной медицинской помощью в предусмотренных объемах и видах, выполнены объемы работ по подготовке к военной службе призывного контингента юношей, полностью использовались мощности реабилитационных отделений санаториев. Развивались новые виды медицинской помощи, в т.ч. высокотехнологичные. Исполнялись, областные целевые программы «Артериальная гипертония», «Сахарный диабет», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Здоровый ребенок». Причём, в установленный срок были подготовлены предложения по продлению действия этих программ на следующий 5-ти летний период.

В связи с подготовкой к вступлению в силу Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были подготовлены проекты нормативных правовых актов по вопросам компетенции комитета здравоохранения: по оплате труда медицинских работников ЛПУ Курской области, по предоставлению им социальных гарантий, по передаче муниципальных ЛПУ в собственность Курской области в связи с разграничением полномочий в сфере оказания медицинской помощи. Разработаны и приняты нормативные правовые акты Курской области по вопросам организации оказания специализированной медицинской помощи5.

В 2005 г. за счет средств областного бюджета на объектах здравоохранения произведено строительных работ на сумму более 168 млн. руб., приобретено медицинского оборудования на сумму около 360 млн. руб. Проведены организационные мероприятия, которые позволили стабилизировать общую заболеваемость всех возрастных групп населения области. Совершенствование качества работы акушерской службы позволило добиться в конечном итоге снижения материнской смертности, достигнуто и снижение младенческой смертности до минимального за всю историю области уровня6. В декабре 2005г. принята областная программа «Улучшение демографической ситуации в Курской области на 2006-2010 гг.»7. Неустойчиво стабилизировалась заболеваемость туберкулезом, уменьшилась смертность от него. Стабилизировалась заболеваемость онкопатологией и заболеваний передаваемых половым путём (ЗППП)8.

Вместе с тем, до начала 2006 г. был выявлен целый ряд проблем. Из-за несовершенства и устарелости нормативной базы слабо развиваются страховые принципы, не удается привести в соответствие объемы медицинской помощи и их финансовое наполнение в программе государственных гарантий. Не удалось в полной мере оптимизировать объемы стационарной медицинской помощи. Не выполнены объемы амбулаторно-поликлинической помощи (среднее исполнение составило - 84%). Кроме того, выявлены следующие проблемные зоны: затраты на содержание избыточных структур ЛПУ (коек, штатов и др.); неиспользуемое оборудование; неинтенсивное использование дорогостоящего оборудования - в одну смену или с недостаточной загрузкой; сложная обстановка по оснащению ЛПУ оборудованием, высокая изношенность техники и т.д.

Для выхода из создавшейся ситуации медицинская общественность и руководство приложило массу усилий для четкой реализации мероприятий нацпроекта «Здоровье» в нашей области с начала 2006 г. Был создан Координационный совет по вопросам реализации приоритетных национальных проектов на территории Курской области, введена в действие автоматизированная система обеспечения мониторинга мероприятий проекта, организованы и проведены краткосрочные курсы обучения специалистов, участвующих в реализации данного проекта, организована работа «горячей линии».9

Сегодня можно сказать, что в целом, в 2006 г. и начале 2007 г. проект реализовался успешно. Об этом сообщил на пресс-конференции председатель Комитета здравоохранения Александр Чихирин. Во всяком случае, 15 направлений выполняются совершенно четко, а 16-е - наполовину. Последнее направление касается неонатального скрининга - проведения анализов только что родившемуся ребенку. Специалисты для проведения скрининга были обучены, но реактивов не было почти до конца 2006 г. По сведениям Минздравсоцразвития, такая возможность реализации данного направления появилась в большинстве регионов позднее10. Кроме того, УВД по Курской области был выявлен ряд нарушений, связанных с нецелевым использованием денежных средств.11

По данным «Справки о ходе реализации на территории Курской области приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»»12 в регионе действительно осуществлялись 15 направлений нацпроекта. В частности:

  1. Денежные выплаты медицинским работникам участковой службы.

Регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по состоянию на 01.01.2007 года представлен 595 врачами и 631 медицинской сестрой. В течение 2006 года численность врачей и средних медицинских работников участковой службы увеличилась на 66 человек соответственно, при увеличении штатной численности врачей на 5,25 единиц, средних медицинских работников на 20 единиц. Объем финансовых средств, направленных в учреждения здравоохранения на осуществление денежных выплат за оказанную медицинскую помощь вышеуказанными специалистами составил 106 636,5 тыс. рублей. Выплаты производились своевременно и в полном объеме. Отпускные данной категории медицинских работников выплачены в полном объеме. Процент укомплектованности врачей вырос с 84,14 до 93,85 %, средних медицинских работников с 83,21 до 90,27 %. Коэффициент совместительства изменился с 1,4 (01.01.2006 г.) до 1,2 (01.01.2007г.)

2. Денежные выплаты специалистам фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи.

На 1.01.2007 регистр медицинских работников составил 1627 человек.

За июль-декабрь месяцы 2006 года денежные выплаты медицинскому персоналу ФАП, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи составили 33 026,233 тыс. рублей (план на 2006 г. 41 777,0 тыс. рублей). Денежные выплаты осуществлялись в срок и в полном объеме за фактически отработанное время. Отпускные данной категории медицинских работников выплачены в полном объеме.

3. Подготовка и переподготовка кадров.

За 2006 г. повысили свой профессиональный уровень 186 врачей (92 участковых терапевта и 64 участковых педиатров). Профессиональную переподготовку на цикле «Общая врачебная практика (семейная медицина)» прошли 30 врачей. План подготовки в 2006 году специалистов в рамках реализации проекта «Здоровье» выполнен.

По данному направлению проводится проверка по фактам злоупотребления своими служебными полномочиями должностными лицами Курского государственного медицинского университета связанных с взиманием денежных средств непосредственно с врачей.

4. Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений.

В 2006 г. амбулаторно-поликлиническими учреждениями получено 282 единицы диагностического оборудования (100% поставка) на общую сумму 129 969, 183 тыс. рублей (квота области 130,0 млн.рублей), в том числе: ультразвукового-63, рентгенологического-23, электрокардиографического-126, эндоскопического-20, лабораторного-40.

Поставка оборудования осуществлена в сроки определенные графиком поставок и распределено в муниципальные учреждения здравоохранения области, участвующее в реализации национального проекта «Здоровье». Оборудование своевременно введено в эксплуатацию.

Комплекты лабораторного оборудования общей стоимостью 5,2 миллиона рублей получили четыре клинические больницы города Курска - NN 1, 2, 3 и 6. Лабораторное оборудование поступило также в Глушковскую, Золотухинскую, Жежезногорскую, Касторенскую, Конышевскую, Курскую, Курчатовскую, Льговскую, Мантуровскую, Октябрьскую, Советскую, Солнцевскую, Тимскую, Фатежскую, Хомутовскую, Черемисиновскую центральные районные больницы, а также в детские поликлиники N 5 и 7 города Курска и женскую консультацию N 7. Стационарные ультразвуковые аппараты «MyLab-15» появятся теперь в арсенале врачей Глушковской и Горшеченской ЦРБ, поликлиники N 7 и детской поликлиники N 8 города Курска13.

5. Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи.

Амбулаторно-поликлиническими учреждениями области получено 65 (100% поставка) санитарных автомобилей (64 единицы в августе и 1 реанимобиль в декабре текущего года) на общую сумму 32 492 569 рублей ( квота области 32,5 млн.руб) : класса «А» - 38 штук; класса «А» повышенной проходимости - 5 штук; класса «В» - 14 штук; класса «В» повышенной проходимости - 7 штук; реанимобиль для новорожденных с кювезом-1 единица. Полученный автотранспорт введен в эксплуатацию.

8.12.2006 года, дополнительно, на базу ГМУ «Областная клиническая больница» «Центр медицины катастроф» осуществлена поставка одного реанимобиля для новорожденных и детей раннего возраста.

6. Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок.

План проведения первой и второй иммунизации по гепатиту В выполнен на 100%, 3-й -85 % (выполнение годового плана на 85% связано с поздней поставкой вакцины в регион, в связи с чем 1-я вакцинация была завершена только в сентябре текущего года; окончание сроков 3-й вакцинации - февраль 2007 г.); по гриппу - 100%; по краснухе - 100%; по полиомиелиту: 1-я иммунизация- 85,6 %, 2-я иммунизация -15%, 3-я иммунизация -1% (годовая потребность вакцины поступила в область в сентябре, что отразилось на выполнение плана иммунизации).

7. Профилактика ВИЧ-инфекции, выявление и лечение больных ВИЧ.

План Федеральных поставок по диагностическим препаратам (тест системы для диагностики ВИЧ-инфекции) выполнен на 100 %. Получено 912 наборов тест-систем на сумму 4 689 399,9 рублей. План поставок антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфецированных больных выполнен на 100 %. Получено 1333 стандартов препаратов на сумму 2 497,2 тыс. рублей. Терапию получают 20 больных. За счет средств областной программы «Вакцинопрофилактика» и централизованных расходов в 2006 году приобретено 600 тыс. прививочных сертификатов (50% населению области) и 980 термоконтейнеров (100% потребность). За счет областного бюджета приобретено антиретровирусных препаратов на 475 тыс.рублей.

8. Обследование новорожденных детей на галактоземию и адреногенитальный синдром.

На фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз обследовано 98,2% родившихся детей, на галактоземию 7,2% (763 ребенка), на адреногенитальный синдром и муковисцидоз 28,3% детей (2988 чел.). Сложившиеся показатели связаны с федеральной поставкой реактивов для проведения скрининга новорожденных в сентябре 2006 года и закупкой за счет средств областного бюджета диагностического оборудования для проведения данного скрининга в ноябре 2006 года на сумму 1.6 млн. рублей.

9. Дополнительная программа диспансеризации работающего населения.

За проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет по состоянию на 16.01.2007 года в ЛПУ перечислено 12 736,5 тыс. рублей. ЛПУ представлено реестров на сумму 13 493,5 тыс. рублей. Осмотрено 26 987 человек, что составляет 88,5 % годового плана (план 30 520 чел).

10. Увеличение объемов оказания высокотехнологической медицинской помощи.

В 2006 году по квотам в федеральные клиники направлено 916 пациентов, вне квот 704 человека.

11. Дополнительные медицинские осмотры работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами.

За дополнительные медицинские осмотры работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами в ЛПУ перечислено 19,7 млн. рублей. Осмотрено 36 844 человек, что составляет 117% годового плана (план 31320 чел.).

12. Увеличение тарифов на 25% для неработающих пенсионеров.

За оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь неработающим пенсионерам в 2006 году ТФОМС по состоянию на 24.01.2007 перечислено в ЛПУ 22 710,8 тыс. рублей.

13. Обеспечение медицинской помощью женщин в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на период беременности и родов (родовые сертификаты).

В 2006 году учреждения родовспоможения области по родовым сертификатам профинансированы Курским региональным Фондом социального страхования на сумму 68 033,0 тыс. рублей. Всего выдано 19 606 родовых сертификатов. В ходе реализации проекта отмечается рост заработной платы акушеров-гинекологов на 37%, медицинских сестер на 50%.

14. Строительство центров высоких медицинских технологий.

В конкурсе на 2006 год Курская область участие не принимала. На 2007 год нормативных документов еще не получено.

15. Увеличение тарифов на медицинские услуги в амбулаторно-поликлинических учреждениях для работающих граждан.

За оказанную амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь в 2006 году работающим гражданам по состоянию на 16.01.2007 в ЛПУ перечислено 29 545,6 тыс. рублей. Представлено реестров на сумму 33 360,9 тыс. рублей.

По данному направлению подготовлен материал для направления в прокуратуру Горшеченского района и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст.159 ч. 3 по факту получения денежных средств Горшеченской ЦРБ за фактически не оказанную первичную медико-санитарную помощь некоторым гражданам района. Также возбуждены уголовные дела по факту злоупотребления служебным положением зам. главного врача ЦРБ Дмитриевского района.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Курской области обозначился ряд проблем. Одна из проблем - выплата в полном объеме отпускных медицинским работникам в установленные сроки. В результате работы, проведенной Комитетом здравоохранения совместно с ФОМС, руководителями медицинских учреждений, главами муниципальных образований, отпускные соответствующей категории медицинских работников за 2006 г.выплачены в полном объеме. Для предупреждения нарушений в 2007 г. рекомендовано руководителям ЛПУ области совместно с главами муниципальных образований предусмотреть необходимые суммы в муниципальных бюджетах14.

Проблемы соблюдения графика иммунизации населения были связаны с поздней поставкой вакцины в нашу область. Только сейчас у нас завершается дополнительная иммунизация 2006 г. по гепатиту «В» и полиомиелиту. Были издержки при планировании контингентов, подлежащих вакцинации и соответственно, связанные с этим проблемы заявок и поставок в ЛПУ вакцин. Но эти вопросы решались оперативно в рабочем порядке, что позволило в целом вакцинацию выполнить успешно.

Поздняя поставка реактивов для проведения неонатального скрининга новорожденных детей на наследственные заболевания, отразилась на показателях выполнения данного направления: обследован 2941 ребенок из 10 тысяч запланированных, что составило 28% детей.

Начало поведения дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы совпало с отпускным периодом, что отразилось на объеме выполненной работы - 85% плана15.

Одной из важнейших проблем здравоохранения, которую обошел своим вниманием приоритетный национальный проект «Здоровье» не только в Курской области, но и в России,- является онкология.

Злокачественные заболевания по-прежнему остаются серьезной медицинской проблемой. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в области остается высокой: в 2005г. ее уровень составил 346,7 на 100000 населения, против 318,8 - в 2004 г., при этом заболеваемость детей онкологическими заболеваниями снизилась с 13,5 до 11,3 на 100000 детского населения.

Таблица 1. Заболеваемость злокачественными новообразованиями 16

Год

Абсолютное число,

выявленных случаев

Заболеваемость на 100,000 жителей

2001

4370

335,4

2002

4296

333,4

2003

3969

308,0

2004

4108

318,8

2005

4157

346,7


В 20,0 % случаев злокачественные заболевания диагностируются в запущенной стадии в поздние сроки. Причиной этого является не только недостаточность охвата населения профилактическими осмотрами, Но и слабая информированность населения об опасности онкологических заболеваний и низкий уровень общей культуры пациентов. В целом смертность от злокачественных заболеваний занимала третье место в структуре ее причин и составляла 188,2 на 100000 населения в 2005 г.17

Таким образом, мы ясно видим, что большой раздел медицины как бы выпал из поля зрения национального проекта «Здоровье». Но это проблема не только здравоохранения Курской области, но и всей Российской Федерации. Внесение медицинского обслуживания онкологических больных в один из приоритетов национального проекта, позволило бы снизить смертность онкологических больных, что непосредственно отразилось бы на снижении общей смертности населения.

Работа по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Курской области будет продолжена в 2007 г. по всем направлениям в соответствии с Планом и Сетевым графиком реализации мероприятий18.

Так, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Курской области в 2007 г. планируются следующие мероприятия, часть из которых уже реализована. С января 2007 года денежные выплаты будут осуществляться 1226 медицинским работникам участковой службы, в том числе 595 врачам и 631 медицинским сестрам. Планируется подготовка и повышение квалификации 90 специалистам, в том числе 64 участковым врачам и 26 педиатрам. Денежные выплаты будут произведены 1592 работникам ФАП и скорой медицинской помощи.

В 2007 году амбулаторно-поликлинические учреждения области получат диагностическое оборудование на общую сумму 151 млн. руб. Заявки (основная и дополнительная) согласованы комитетом здравоохранения Курской области с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. В отделения скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения области, станции скорой медицинской помощи г.Курска поступит санитарных автомобилей на сумму 38 млн.руб. При формировании и согласовании с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию учтены пожелания ЛПУ о приобретении санитарных автомобилей высокой проходимости.

В 2007 г. планируется провести 190 тысяч профилактических обследований на ВИЧ-инфекцию, пролечить 27 ВИЧ-инфицированных больных. В рамках проекта «Здоровье» и национального календаря прививок будет продолжена вакцинация населения против полиомиелита (около 800 человек), вирусного гепатита В (109581 человек), краснухи (40100 человек), гриппа (249334 человек). Заявки на тест-системы, антиретровирусные препараты, иммунобиологические препараты представлены и согласованы с Роспотребнадзором и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. В 2007 г. на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз с целью профилактики детской инвалидности от наследственных заболеваний будут обследованы практически все новорожденные дети (не менее 10500 человек). Запланировано проведение дополнительной диспансеризации 67 тысяч работающего населения и 38 тысяч лиц, работающих во вредных условиях. В Федеральное агентство по высоким технологиям заявлено 1200 квот для жителей Курской области по дорогостоящим и высокотехнологичным видам медицинской помощи (в 2006 г. в Федеральные клиники по квотам направлено 916 пациентов). Родовыми сертификатами будут обеспечены около 10000 беременных женщин. Стоимость 1 родового сертификата в 2007 г. составляет 10000 рублей. В 2007 г. за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь работающим гражданам Курской области, планируется увеличение тарифов (ЛПУ, работающим в системе ОМС) на 25%.

По сравнению с 2006 г. проект приобрел некоторые особенности, это отсутствие направления «Увеличение тарифов на 25% на неработающих пенсионеров»; проведение дополнительной иммунизации взрослого населения (здесь предстоит большая дополнительная разъяснительная работа); проведение углубленных профилактических осмотров людей, работающих во вредных условиях труда19.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Курской области пока еще не отличается большими масштабами. В основном это связано с дотационностью регионального бюджета. А для строительства необходимого онкологического и дерматовенерологического диспансеров, второй очереди детской инфекционной больницы, травматологического центра, центра гемодиализа, необходимы и региональные денежные вливания. Финансовая недостаточность может быть решена посредством сотрудничества с бизнесом - крупным и малым. При продуманной инвестиционной политике в Курской области и при наличии таких крупных инвесторов как Михайловский ГОК, Курская АЭС, корпорация «ГриНН» и др., можно расширить рамки национального проекта «Здоровье». Малый бизнес при реализации национального проекта может выступать в качестве разработчиков информационных технологий и производить медицинскую технику малыми партиями с узконаправленной специализацией.

Весьма полезным является на наш взгляд, увеличение во властных структурах людей с богатой медицинской практикой. Человек, который знает проблемы изнутри, может предложить самые эффективные способы их решения. Так, среди работников Курской областной Думы есть такие люди, которые предлагают достаточно чёткие и конкретные меры.

Например, Е.Б. Панибратова (бывший врач, сейчас специалист по обращениям граждан в областной Думе), считает, что необходимо изменение финансирования сферы здравоохранения, путём акционирования и лизинга. Комитет здравоохранения Курской области может выступить инициатором инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного многоотраслевого медицинского центра. Не рассчитывая на бюджетные средства, администрация области может выпустить среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые размещаются среди населения и предприятий области. В отношениях с коммерческими банками дополнительной гарантией обеспечения возвратности кредитов, может служить залог недвижимости, и, особенно земельных участков, которыми могут располагать государственные медицинские учреждения, расположенные в районных центрах и небольших городах. А создание лизинговых фирм, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений.

Таким образом, реализация приоритетного проекта «Здоровье» в Курской области и в других регионах России уже доказала необходимость проведения экономических реформ в области здравоохранении. Однако, как и любое государственное мероприятие, проект «Здоровье» нуждается в дальнейшей корректировке в соответствие с реалиями жизни и результатами постоянного медицинского мониторинга. Эффективность его реализации во многом зависит от согласованности действий заинтересованных субъектов на всех уровнях и чёткого контроля. Уважение и доверие к системе здравоохранения можно вернуть только в том случае, если обещания власти станут реальными.




1 Ильичев Г. Качество медицины не устраивает большинство россиян // Известия.-12 октября 2005.-N 184.-С.2.

2 Закон Курской области «О здравоохранении в Курской области» от 23.11.2004года N 67-ЗКО.

3 Закон Курской области «О здравоохранении в Курской области» от 23.11.2004года N 67-ЗКО.

4 Постановление Курской областной Думы от 15.02.2007г. N 266- IV ОД «Об областной целевой программе «Развитие здравоохранения Курской области на 2007-2011 годы»

5 Чихирин А.А. Доклад на Коллегии Комитета здравоохранения Курской области.// март 2006.- Стенограмма.

6 Там же.

7 Постановление Курской областной Думы от 22.12.2005 г. N1350-III ОД « Об областной целевой программе «Улучшение демографической ситуации в Курской области»»

8 Постановление Курской областной Думы от 15.02.2007г. N 261- IV ОД «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»

9 Чихирин А.А. Доклад на Коллегии Комитета здравоохранения Курской области.// март 2007.- Стенограмма.

10 Выполняются почти все 16 направлений национального проекта. Пресс-служба Губернатора// http://rkursk.ru/index1.php?m_m=2&d_m=12&c_tb=2&sel_c=23&n_razd=1&dn=2006-07-13&tn=17:01:55&nr=3

11 Методика проверки использования средств, выделенных из Федерального бюджета РФ на реализацию национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»

12 Справка о ходе реализации на территории Курской области приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»

13 В Курскую область поставляется диагностическое оборудование. Пресс-служба Губернатора// http://rkursk.ru/index1.php?m_m=2&d_m=12&c_tb=2&sel_c=23&n_razd=1&dn=2006-07-13&tn=17:01:55&nr=4

14 Чихирин А.А. Доклад на Коллегии Комитета здравоохранения Курской области// март 2007.- Стенограмма.

15 Там же.

16 Сводный ежегодник Курской области 2005: Статистический сборник / Курский областной комитет государственной статистики. - Курск, 2006. - 543 с.

17 Сводный ежегодник Курской области 2005: Статистический сборник / Курский областной комитет государственной статистики. - Курск, 2006. - 543 с.

18 Справка о ходе реализации на территории Курской области приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»

19 Справка о ходе реализации на территории Курской области приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье»






Главная > Кафедры > Кафедра ГМУ > Научная работа преподавателей

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса - МЭБИК